Большие магазины – новая стратегия Concept Group

В них будут продаваться сразу все бренды ритейлера
Concept Group готовит концептуальные изменения для своих магазинов /Максим Стулов / Ведомости

Продавец женской и детской одежды Concept Group планирует войти в пятерку ведущих сетей России за счет розницы нового формата, сказано в отчетности крупнейшего акционера ритейлера – АФК «Система» (владеет 43% ритейлера).

Речь о больших магазинах – площадью свыше 600 кв. м, где будут все бренды группы: женская, мужская и детская одежда, домашний текстиль Concept Club, детская серия Acoola и женское белье Infinity Lingerie, рассказывает гендиректор Concept Group Елена Богомолова. Название нового формата не раскрывается. Сейчас площадь магазинов Concept Club и Acoola – 150–300 кв. м, а белье Infinity Lingerie продавалось лишь оптом. Изменения коснутся и целевой аудитории. Для тинейджеров (сейчас они не входят в аудиторию Concept) будут созданы специальные капсульные коллекции – базовые вещи и аксессуары, обещает Богомолова.

Первые магазины откроют в Перми (610 кв. м, ТЦ «Спешилов») и Саранске (600 кв. м, ТЦ «Рио») осенью 2019 г. Инвестиции компания не сообщает. Открытие запланировано на конец августа – сентябрь, подтвердили «Ведомостям» управляющие торговых центров. До 2024 г. откроется не менее 100 подобных магазинов – в основном за счет средств компании, продолжает Богомолова, интересны города с населением свыше 200 000 человек. Могут такие магазины появиться и в странах Таможенного союза, надеется она.

История Concept Group

Concept Group в 2005 г. основали партнеры Леонид Ханик и Ларс Петтерсон, компания начала с дистрибуции нижнего белья европейских марок. В 2005 г. был запущен собственный бельевой бренд Infinity Lingerie, позже – магазины одежды Concept Club и Acoola. В 2014 г. АФК «Система» выкупила 40% компании за 1 млрд руб., в 2017 г. – увеличила долю до 63,28%. В 2016 г. Сбербанк открыл Concept Group кредитную линию с лимитом 1,7 млрд руб. на три года, а уже в начале 2018 г. подал к ООО «Концепт груп» иск о взыскании кредита. Прошлой осенью Сбербанк получил 51% кипрской компании Rangecroft Limited (головная компания холдинга), писал РБК. Доля «Системы» сократилась до 42,88%. Доли владельцев изменились в согласии с урегулированием кредиторской задолженности, рассказывал тогда представитель корпорации. Ханик из капитала вышел (он был поручителем по кредиту), а доля Петтерсона сократилась с 12,5 до 6,1%. По данным кипрского реестра и ЕГРЮЛа, в марте 2019 г. Сбербанк снизил долю до 26,8%, продав 24,2% АО «Вилар трейд», конечный бенефициар которого – Светлана Климентьева. Связаться с ней «Ведомостям» не удалось. В СПАРК на эту женщину зарегистрировано около десятка компаний. Человек, близкий к компании и ведший с нею дела, утверждает, что Климентьева – юрист и регистрирует фирмы в интересах разных заказчиков.

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что банк приобрел 51% акций в холдинговой компании «Концепт клуб» при обращении взыскания на заложенное имущество по кредиту. После обращения взыскания была организована продажа акций двумя лотами – 26,8 и 23,9% – на организованных торгах. В торгах приняла участие и дочерняя структура ПАО «Сбербанк» – Sberbank Investments Ltd., которая приобрела один из лотов: 26,8% акций. В Сбербанке сообщили, что кредит Concept Group реструктурирован. В чьих интересах куплен второй пакет, банк не информировал.

Цель пятилетней стратегии Concept Group – многократный рост выручки, говорит Богомолова. Выручка ООО «Концепт груп» в 2017 г. (последние данные РСБУ; в сравнении с 2016 г.) выросла на 3%, а чистый убыток сократился на 75% до 249,8 млн руб. В 2018 г. выручка составила 10,6 млрд руб., утверждает Богомолова и обозначает цель: доля компании на рынке должна достичь 2,2% c текущих 0,6%. От привычных магазинов (их 408) компания не откажется, их за те же пять лет станет больше более чем в 2 раза, а площадей – в 4 раза более чем до 210 000 кв. м.

Концепция дома брендов не нова, такова мировая практика, знает Дарья Ядерная, гендиректор Y Consulting: успешными были общие проекты Benetton и Sisley, Sephora и Ile de Beaute. Melon Fashion Group (бренды Befree, Zarina, Love Republic) пробовала такую модель в начале 2000-х, но она оказалась неэффективной, без подробностей вспоминает представитель ритейлера.

Для усиления синергии бренды часто объединяют и разные компании, говорит Ядерная: например, Other Stories (бренд H&M) под своей крышей продавала спорттовары Nike, косметику Erborian и Uslu Airlines. Перенос всех брендов в одно торговое пространство выгоднее, чем их продажа в отдельных магазинах, торговые центры дают скидки на аренду, можно экономить на персонале, перечисляет Александр Шумский, президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Дисконт зависит от размера помещения и срока аренды, но может достигать 10–20%, говорит Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International.

Concept Group планирует активно развивать и интернет-продажи. Компания сотрудничает с ведущими маркетплейсами – Wildberries, Ozon, ведет переговоры с Lamoda, перечисляет Богомолова. Ожидается, что среднегодовой рост выручки в онлайне составит более 35%, сейчас на интернет-торговлю приходится около 5% выручки.

Одежда входит в топ-5 категорий Ozon, говорит Илоанга Ершова, директор по развитию Beauty & Apparel Ozon, за 2018 г. продажи в этой категории выросли на 70% год к году, а в первом полугодии 2019 г. – на 105% в годовом сопоставлении. Быстрый рост продаж демонстрируют бренды, работающие в массовом и средненизком ценовом сегменте, отмечает Ершова: в первом полугодии 2019 г. продажи Acoola и Infinity Lingerie на Ozon уже достигли всего оборота за 2018 г., а продажи Concept Club – на 20% больше всего оборота 2018 г. Развитию онлайн-рынка будет способствовать развитие инфраструктуры, уверена Ершова: в ближайшие год-два в стране появится свыше 1 млн кв. м фулфилмент-площадей, а предиктивная работа с данными и виртуальные примерочные (fashion tech) помогут привлечь аудиторию в онлайн.

По данным Euromonitor International, продажи одежды в России в прошлом году выросли в годовом сопоставлении на 4,7% и достигли 2,2 трлн руб.