Рынок экспресс-доставки продуктов покинуло несколько компаний

Небольшие игроки не могут конкурировать с сервисами Сбербанка и «Яндекса»
С рынка ушли сервисы доставки еды – не справились с конкуренцией с сервисами Сбербанка и «Яндекса» (на фото) /Евгений Разумный / Ведомости

Три доставщика еды за последний месяц остановили работу. Сервис Golama перестал обслуживать клиентов 15 января 2020 г. Он был третьим (за девять месяцев 2019 г., данные «Infoline-аналитики») по обороту после iGooods и «Сбермаркета», сотрудничал с магазинами «Вкусвилл», Metro, «Лента», «Азбука вкуса» и проч.

Superbro доставлял не только еду, но и электронику, книги и другие товары, сотрудничал с магазинами «У Палыча», «Азбука вкуса», «М.видео», работу прекратил 16 января 2020 г.

Foodza, который остановился в декабре 2019 г., доставлял фермерские продукты в рестораны и сотрудничал, по данным Infoline, с франшизой Metro «Фасоль».

Golama основали в 2018 г. Андрей Толмачев и Евгений Львов. Львов, известный как совладелец сервиса заказа такси «Везет», говорил «Коммерсанту» в марте 2018 г., что вложит в доставку еды 150 млн руб. В ноябре 2018 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», он перестал быть акционером компании. Прошла реструктуризация, без подробностей сообщил представитель сервиса, сейчас среди акционеров Толмачев, совладелец «Везет» Владимир Долгих и другие люди. Связаться с ними и найти сведения в открытых источниках не удалось.

В середине 2019 г. Golama и VEB Ventures, инвестфонд ВЭБ.РФ, подписали соглашение об инвестициях в 500 млн руб. VEB Ventures не перечислил деньги, сообщила старший управляющий директор VEB Ventures Вероника Фидлер: фонд видел высокие риски и хотел их разделить с другими инвесторами, в том числе стратегическими. Найти их не удалось, сетовала Фидлер, а бизнес Golama требовал финансирования в краткие сроки. Выручка ООО «Лама маркет» (операционная компания Golama) за 2018 г. – 13,2 млн руб., убыток – 74,5 млн (данные «СПАРК-Интерфакса»).

В октябре 2018 г. Foodza привлек $1 млн от Mail.ru Group (MRG). Superbro получал финансовую поддержку от курьерской службы Dostavista – «менее $1 млн», как сообщил партнер Dostavista Александр Шамис изданию Rusbase. Представитель MRG отказался от комментариев. Основатель Foodza Владимир Холязников не ответил на запрос.

Спрос потребителей на услуги закрывшихся сервисов был, но небольшой, считают представители их бывших партнеров. На Golama и Superbro приходилось менее 1% всех доставок, отмечает основатель службы доставки «У Палыча» – Foodzz – Борис Колесников. Услуги Superbro были востребованы у клиентов ГК «М.видео-Эльдорадо», говорит ее представитель.

Golama закрылся, так как не нашел деньги на развитие, компания безуспешно обошла около 200 фондов, сказал «Ведомостям» Толмачев, но не назвал их. Superbro закрылся, так как не смог быстро вырасти, считает Шамис: спрос на быструю доставку непродовольственных товаров низок, неверна была и маркетинговая стратегия.

35 млрд руб.

составляет рынок онлайн-доставки продуктов в России, по данным «Infoline-аналитики» за 2019 г. Это 15% от всего рынка онлайн-продаж еды в России

Сервисы не нашли финансирования, так как сейчас в быстрой доставке есть два игрока с вложениями больших корпораций – «Сбермаркет», входящий в совместное предприятие Сбербанка и MRG, и «Яндекс.Лавка», считает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев. Конкурировать с ними нет смысла, рассуждает он: венчурные фонды не могут дать средства, сопоставимые с инвестициями, например, Сбербанка.

Представитель Сбербанка не ответил на вопрос «Ведомостей».

Управляющий директор «Сбермаркета» Асан Курмангужин полагает, что жизнеспособность сервисов доставки продуктов зависит от нескольких факторов: качества обслуживания, стабильной и операционно прибыльной модели и ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Небольшие и средние игроки из-за недостатка ресурсов будут технологически отставать, что приведет к слабому удержанию клиентов и медленному росту, уверен управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис.

«Сбермаркет» работает по схожей с Golama модели, у «Яндекс.Лавки» она другая – собственная сеть локальных складов с ассортиментом, сопоставимым с магазином у дома (1500–2000 товарных единиц), указывает руководитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» Максим Фирсов.

За 2019 г. появились крупные игроки, в том числе федеральные ритейлеры, напоминает гендиректор SaveTime Дмитрий Дорошенко. К примеру, крупнейший ритейлер X5 Retail Group запустил доставку «Перекресток. Быстро». Сеть гипермаркетов «Лента» в декабре 2019 г. завела микросклады площадью 100–150 кв. м в четырех районах Москвы и начала доставку за 15–30 минут под брендом «Ленточка». «Вкусвилл» тестировал собственную доставку с осени.

Дисклеймер: уточнена цитата руководителя фудтех-направления «Яндекс.Такси» Максима Фирсова