Лоукостер «Победа» стал третьей по величине авиакомпанией в России

В январе больше пассажиров перевезли только «Аэрофлот» и S7
Залог быстрого роста «Победы» – новые самолеты, но в будущем с этим могут быть проблемы /Сафрон Голиков / ТАСС

100%-ная «дочка» «Аэрофлота» «Победа» в январе 2020 г. стала третьей в России по количеству перевезенных пассажиров, сообщила Росавиация. Ее трафик вырос на 34% до 923 000 человек. Больше перевезли только сам «Аэрофлот» – 2,64 млн человек (падение на 5%) и S7 Airlines – 1,37 млн (+17%) человек. Всего российские авиакомпании увеличили в январе перевозки на 6,4% до 8,9 млн человек.

«Победа» начала полеты в декабре 2014 г. Уже в 2015 г. она вышла на седьмое место среди российских авиакомпаний по перевозкам пассажиров, в 2016 г. – на шестое, а в 2018 г. – на четвертое. Третьим крупнейшим перевозчиком с 2016 г. была другая «дочка» «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия»». Но она в январе снизила перевозки на 11% до 567 000 человек и откатилась с третьего сразу на пятое место. Четвертыми в январе стали «Уральские авиалинии», которые перевезли на 15% пассажиров больше – 692 000 человек.

Значительный рост «Победы» объясняется увеличением парка: за год он вырос с 24 самолетов Boeing 737 NG до 30. «Россия», наоборот, потеряла семь таких лайнеров – четыре проходят техническое обслуживание для передачи «Победе», три – «Аэрофлоту», объяснил человек, близкий к «России». К тому же «Россия» помимо регулярных рейсов занимается чартерными перевозками в интересах крупнейшего туроператора – «Библиоглобуса», поэтому в летний сезон ее пассажиропоток заметно растет.

В первые месяцы 2019 г. «Победа» тоже опережала «Россию» по перевозкам пассажиров – правда, незначительно. А в мае 2019 г. «Россия» вернула себе третье место. В этом году камбэк уже вряд ли случится. Во-первых, разрыв уже слишком велик. Во-вторых, каждый дополнительный Boeing 737 NG позволит «Победе» перевезти свыше 350 000 пассажиров в год. Четыре дополнительных лайнера, которые будут переданы «Победе» в марте, позволят компании нарастить пассажиропоток в 2020 г. на 16,5% – примерно до 12 млн человек, рассказали два близких к группе «Аэрофлот» человека. «Россия» перевезла в 2019 г. 11,55 млн человек. Но в этом году ее флот, а значит, и пассажиропоток, расти не будут, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

«В конце 2019 г. началась реализация плана по унификации парка воздушных судов, часть парка Boeing 737 NG была выведена из эксплуатации, – говорит представитель «России». – В этом году будет получено аналогичное количество самолетов Airbus 320».

Стратегия развития «Аэрофлота» предусматривает, что пассажиропоток «Победы» должен вырасти по итогам 2023 г. до 25–30 млн человек. Документ предполагал, что это будет достигнуто благодаря получению в 2019–2021 гг. 20 самолетов нового поколения Boeing 737 Maх и еще 30 – в 2022–2024 гг. Но лайнеры этой модели не летают с марта 2019 г. из-за двух подряд катастроф. Boeing пытается устранить все неполадки, но начало полетов лайнеров неоднократно переносилось, новый дедлайн – лето 2020 г. Впрочем, российские авиакомпании получить Мах в этом году уже не рассчитывают.

Отсутствие Мах не сильно отразилось на росте лоукостера в 2019 г.: он ожидал только три таких самолета в конце года, когда высокий сезон закончен и спрос на перелеты резко падает. Но в течение этого года «Победа» ожидала еще 10 Мах (и семь в 2021 г.), рассказал человек, близкий к группе «Аэрофлот». Вместо 13 Мах в 2019–2020 гг. лоукостер получит только четыре Boeing 737 NG из парка сестринской авиакомпании.

Пока «Победа» показывает феноменальные результаты, констатирует гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Они объясняются высоким налетом судов, максимальным среди регулярных авиакомпаний процентом загрузки кресел – 94% в 2019 г., – говорит эксперт. – Это следствие большой востребованности лоукостера в стране, где у подавляющего большинства жителей низкие доходы».