Немецкие чиновники заступились за «Северный поток – 2»

А бизнес попросил власти ФРГ создать механизм защиты от санкций
Немецкие чиновники заступились за «Северный поток – 2»/ REUTERS

Бургомистр германского города Засниц Франк Крахт 7 августа заявил, что порт Мукран, где сегодня находятся трубы и судно для достройки «Северного потока – 2», проигнорирует угрозу санкций США. Чиновник отметил, что муниципальные власти и руководство порта не позволят американским политикам диктовать, в какие проекты должна вступать Германия (цитата по «РИА Новости»). Он напомнил, что участие в достройке трубопровода позволяет создавать рабочие места для жителей города, и призвал федеральные власти защитить порт.

Двумя днями ранее, 5 августа, три сенатора США – Тед Круз, Том Коттон и Рон Джонсон – направили оператору порта Мукран, компании Fahrhafen Sassnitz (90% принадлежит городу Засниц), официальное письмо. В нем политики пригрозили «серьезными последствиями» за оказание материально-технической помощи в достройке газопровода. Председатель комитета по вопросам энергетики бундестага ФРГ Клаус Эрнст уже назвал письмо американских сенаторов «прямой угрозой и дерзостью». На обращение политиков 7 августа также отреагировал Восточный комитет немецкой экономики (OAOEV), объединяющий крупные предпринимательские союзы. Председатель OAOEV Оливер Хермес назвал заявление американской стороны равноценным шантажу и попросил власти ФРГ и ЕС выступить против санкций США в отношении «Северного потока – 2» и создать механизм защиты от них европейских компаний. Еврокомиссия работает над механизмом, который станет основой защиты от экстерриториальных санкций, заявил 9 августа «Интерфаксу» посол ЕС в России Маркус Эдерер. Он будет описан в коммюнике о мерах по усилению финансового и экономического суверенитета Евросоюза.

Резкие высказывания представителей немецкого бизнеса и официальных лиц означают, что США и Германия вступили в новый виток разногласий по «Северному потоку – 2». При этом аналитики пока не видят эффективных действий со стороны Вашингтона, способных остановить строительство газопровода.

«Президент США Дональд Трамп и его администрация вряд ли пойдут на обострение отношений с Германией и ЕС, особенно в период подготовки к предвыборной президентской кампании в Штатах», – считает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Эксперт полагает, что в условиях непростых отношений с Китаем и Ираном ссора с Германией станет дополнительной проблемой, учитывая ее возможности введения контрсанкций.

Одним из таких болезненных для американцев рычагов давления, по его словам, могут стать пошлины на американский сжиженный природный газ. США пока не предпринимали никаких реальных шагов, способных навредить немецкому бизнесу, а обходились «информационными вбросами и словесными интервенциями», напоминает эксперт.

Сейчас по дну Балтийского моря проложено около 96% из 1200 км нового экспортного газопровода из России в Европу (идет от порта Усть-Луги до немецкого Грайфсвальда). Мощность двух ниток составит 55 млрд куб. м в год. В конце 2019 г., после одобрения конгрессом США санкций против собственников судов-трубоукладчиков для проекта, от участия в нем отказалась швейцарско-голландская фирма Allseas. В результате «Газпрому» пришлось искать запасной вариант для достройки газопровода. Таким может стать трубоукладочное судно «Академик Черский» (принадлежал структуре «Газпрома») с динамической системой позиционирования (автоматически удерживает курс или заданную точку без якоря). Только такие суда разрешается использовать в акватории, где проходит трубопровод, согласно европейским экологическим нормам. Однако в июле Дания, в водах которой расположен оставшийся участок «Северного потока – 2», разрешила Nord Stream 2 применять также трубоукладчики с якорным позиционированием. Таким судном могла стать баржа «Фортуна», находящаяся в аренде у российской компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Но в этой компании 5 августа заявили «Ведомостям», что не собираются участвовать в проекте. Решение Датского энергетического агентства (DEA) вступило в силу 4 августа (до этого срока его можно было оспорить в суде), что формально сняло все ограничения на продолжение стройки. Но, по данным сервиса marinetraffic.com, «Академик Черский» и «Фортуна» на 9 августа все еще оставались в немецких портах Мукран и Росток. В Nord Stream 2 на запрос «Ведомостей» заявили, что своевременно проинформируют о своих планах по достройке трубопровода, не уточнив сроков. В DEA заявили, что компании должны проинформировать агентство о том, какие суда будут использоваться для прокладки труб. В «Газпроме» в конце июля говорили, что ожидают запуска «Северного потока – 2» в конце текущего или начале 2021 г. При этом в компании никогда не уточняли, какие суда участвуют или будут участвовать в строительстве газопровода.

Белогорьев из Института энергетики и финансов считает, что оба трубоукладчика будут строить его одновременно. С ним согласен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков: «Помимо «Академика Черского» в достройке будет участвовать «Фортуна», поскольку именно под характеристики этой баржи были взяты разрешения у датского регулятора». Скорее всего, все проблемы с достройкой уже решены, предполагает эксперт. Он напомнил, что МРТС лишь арендует «Фортуну» по договору бербоут-чартера и сроки аренды не уточнялись. Но после достройки могут возникнуть новые трудности, связанные с сертификацией «Северного потока – 2»: ФРГ должна будет выдать разрешения на эксплуатацию, что может спровоцировать новое давление со стороны США, предупредил Юшков.