Холдинг «Русхолтс» ведет переговоры о продаже своего IT-актива

Умную систему управления розничными кофе-сетями компании может купить Walmart
Ключевой IT-актив «Русхолтса» – система автоматизированного управления сетевым кофейным бизнесом BMS Coffee Control (а точнее, связанные с ней права, лицензии и патенты) /«Русхолтс»

О том, что «Русхолтс» ведет переговоры о продаже своих IT-активов, «Ведомостям» рассказал человек, близкий к одной из их сторон. Переговоры ведутся с крупными зарубежными ритейлерами и производителями оборудования для гостиничного и ресторанного бизнеса, подтверждает человек, знакомый с топ-менеджментом «Русхолтса». В частности, вопрос покупки технологий «Русхолтса» активно обсуждался с представителями американского ритейлера Walmart, утверждает он. О переговорах с Walmart слышал и человек, знакомый с менеджерами нескольких российских IT-разработчиков.

В Walmart знают о системе «Русхолтса» и ведут переговоры с российской компанией, отметил представитель ритейлера. Детали обсуждения он комментировать не стал. Так же поступил и основатель «Русхолтса» Александр Кузьмин, ссылаясь на условия заключенных соглашений о конфиденциальности.  

Фигурировавшая в ходе переговоров цена актива – около $300 млн, утверждает источник, близкий к одной из их сторон.

Профильный бизнес «Русхолтса» – поставка на АЗС нетопливных товаров, а также организация там торговых пространств, в том числе автоматизированных зон для продажи кофе в режиме самообслуживания. По данным управленческой отчетности холдинга, в 2019 г. его выручка составила около 4 млрд руб.

Ключевой IT-актив «Русхолтса» – система автоматизированного управления сетевым кофейным бизнесом BMS Coffee Control (а точнее, связанные с ней права, лицензии и патенты). По словам Кузьмина, BMS была создана в 2017 г., когда возникла необходимость дистанционного контроля работы нескольких тысяч зон продажи кофе. BMS позволяет обслуживать любое количество торговых точек, фиксировать данные продаж напитков, следить за тем, исправны ли кофемашины, есть ли в них кофейные зерна, а в холодильниках – молоко, достаточно ли одноразовых стаканчиков и проч. Если нет – запрос на пополнение запасов автоматически передается ответственному персоналу и владельцам точки продаж с помощью push-уведомлений, sms или звонков от операторов колл-центра «Русхолтса». BMS Coffee Control дает возможность отслеживать злоупотребления персонала – например, не позволяет «скрутить» счетчики учета приготовленных чашек кофе или поменять настройки и рецептуру, следует из ее описания.

По словам Кузьмина, к системе уже сейчас подключено более 5000 точек продажи кофе в 15 странах мира. Помимо АЗС это кофезоны в гостиницах, ресторанах и кафе, а также в магазинах крупных отечественных продуктовых сетей – «Магнита», «Дикси», «Вкусвилла» и др.

По словам человека, близкого к одной из сторон переговоров о продаже кофейной IT-системы, ее поддержку (если система будет продана) возьмет на себя покупатель. Вырученные средства основатель «Русхолтса» планирует инвестировать в новые проекты, в том числе на рынках Северной Америки, утверждает знакомый Кузьмина. В какие именно – он не уточнил.

Аналоги системы «Русхолтса» на мировом рынке есть. Например, британская The Grid работает в сети кофеен Costa Express (куплена в прошлом году Coca-Cola почти за $5 млрд). Правда, в отличие от BMS Coffee Control, The Grid позволяет контролировать не всю кофезону целиком, а только кофемашину. 

По данным Euromonitor International, в 2019 г. оборот кофеен в мире по сравнению с 2018 г. вырос на 8% до $70,4 млрд. Прирост за шесть лет (с 2014 г.) составил более 40%. «Одна чашка кофе по прибыли равна 6 л бензина», – говорил ранее гендиректор «Газпром газэнергосети» («дочка» «Газпрома») Дмитрий Миронов. 

Автоматизированные системы управления кофейным бизнесом позволяют контролировать оборудование и поддерживать его стабильную работу в удаленных регионах и населенных пунктах: это актуально не только для России, но и для Канады, севера Европы и др., рассуждает Дмитрий Бородай, владелец компании «Сварщица Екатерина», специализирующейся на обжарке кофе. Системы управления кофейным бизнесом также помогают решать проблемы с персоналом, зачастую не обученным работе в сетевых кофепоинтах, отмечает он. Автоматизация позволяет не только решать, но и прогнозировать возможные проблемы и сбои: все это в конечном итоге ведет не только к повышению бизнес-показателей, но и к улучшению качества приготовляемого кофе, уверен Бородай.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает рынок автоматизированных систем для управления кофейным бизнесом крайне перспективным. Кофезоны открываются сейчас повсеместно – и в салонах связи, и в отделениях банков, – это привлекает дополнительный трафик клиентов, объясняет он. Пока такие проекты реализуются силами подрядчиков, но в перспективе это серьезный дополнительный источник заработка, уверен он. За чашку кофе, себестоимость которой не превышает 30 руб., люди готовы платить 100 руб. и больше, объясняет Кусков. Не секрет, что уже сейчас продажи сопутствующих товаров и услуг во многих сетях АЗС составляют 20–30% выручки, утверждает он. $300 млн Кусков считает приемлемой ценой за IT-систему «Русхолтса», уже доказавшую свою работоспособность. Ее покупка может оказаться выгодной – общеизвестно, что российские разработки сейчас недооценены по сравнению с западными аналогами, отмечает он.