Основатели сервиса по доставке еды DoorDash пополнили ряды миллиардеров

Компания привлекла $3,37 млрд в ходе IPO две недели назад
Генеральный директор DoorDash Тони Сюй /Noam Galai / Getty Images via AFP

Генеральный директор DoorDash Тони Сюй и соучредители стартапа Энди Фанг и Стэнли Тан вошли в число тех, кто смог разбогатеть благодаря пандемии. За три квартала этого года выручка их компании выросла втрое по сравнению с прошлогодними январем – сентябрем. После IPO, проведенного 9 декабря (компания привлекла $3,37 млрд на Нью-Йоркской фондовой бирже), все трое стали миллиардерами. DoorDash занимает 51% рынка доставки еды в США и активно завоевывает другие рынки. Например, она начала доставлять американцам туалетную бумагу – как помните, она была нарасхват во время карантина.

Как Сюнь стал Тони

Сюй Сюнь (в китайском фамилия пишется первой) родился в 1985 г. в Нанкине (Китай). Когда ему было четыре года, семья переехала в Урбана-Шампейн (США) с $200 в кошельке – отец получил рабочую визу для работы в постдокторантуре Университета Иллинойса. Через год Сюнь окончательно убедился, что ни его американские одноклассники, ни даже учителя не в состоянии верно произнести его имя-фамилию. Он насел на отца, и в конце концов они вдвоем сходили и поменяли ему документы на Тони Сюя – в честь актера Тони Данца, блиставшего в те годы в сериале «Кто здесь босс?».

Ради переезда в США мать отказалась от карьеры врача на родине, иммигранткой она пошла мыть посуду в ресторане, а сын ей помогал в свободное время. Семья выживала первые годы благодаря продовольственным талонам и социальной помощи. Возможно, именно поэтому Сюй очень бережлив. Business Insider спросил, что он первым делом купит на свежеобретенные миллиарды. Многие его сверстники, разбогатев, покупают себе дом где-нибудь в Майами и уезжают туда на новом суперкаре. Сюй заверил, что останется жить в Сан-Франциско, поближе к семье, и ничего экстравагантного покупать не станет, даже машину не поменяет (по данным FT, он ездит на Honda Accord 2001 г.). Потом подумал еще и сказал: «Наверное, все-таки куплю себе новую пару кроссовок. Ну вот нравятся мне кроссовки!»

Ему было 15 лет, когда семья перебралась в Сан-Хосе (Калифорния). К тому времени отец и мать накопили достаточно, чтобы не бедствовать. Мать еще раз отучилась на врача, чтобы получить право на практику в США, и открыла собственный акупунктурный кабинет. А Сюя отправили в Калифорнийский университет в Беркли. В 2007 г. он получил диплом с отличием в области промышленной инженерии и устроился аналитиком в McKinsey. Затем в 2009 г. стал консультантом по корпоративной стратегии eBay и PayPal, а в 2011 г. возглавил отдел развития в RedLaser, когда этого разработчика мобильного приложения для сканирования штрихкодов купила eBay.

Контрольные закупки журналистов

В 2015 г. журналисты The Washington Post провели эксперимент: одновременно заказали еду у разных служб доставки и написали о своих впечатлениях. DoorDash получила весьма лестные отзывы. Во-первых, у нее можно было заказать еду из самых разных ресторанов – от респектабельного Osteria Morini до фастфуда McDonald’s. Во-вторых, с учетом стоимости доставки $4,99 их суши из Buredo обошлись в $13,50, а не в $16,74, как можно было предположить при их стоимости в меню ресторана $11,75. Они не первые обнаружили этот феномен: в разделе часто задаваемых вопросов DoorDash объясняла, что ряд ресторанов делают наценку для обеденного зала, чтобы компенсировать стоимость услуг официантов, аренду помещения и т. д. Наконец, DoorDash поразила своей оперативностью: обещала доставить за 48 минут, а справилась за 34. Через год проголодавшиеся журналисты Business Insider повторили эксперимент коллег. Из семи служб доставки 1-е место заняла DoorDash. Среди ее плюсов – удобное меню, отсутствие минимальной суммы заказа, и DoorDash оказалась единственной, кто добавил к еде салфетки и вилку. И она же оказалась самой быстрой: пока журналисты обсуждали по телефону с водителем Uber Eats, могут ли они спуститься к его машине или лучше, если он сам подойдет к входу в здание, позвонил курьер DoorDash – он уже ждал в холле. Оба издания попросили читателей обратить внимание, что речь идет о разовых заказах, поэтому не стоит обобщать и делать далеко идущие выводы из их экспериментов.

2013 год ознаменовался для Сюя сразу несколькими событиями. Во-первых, он женился. Во-вторых, получил диплом МВА в Стэнфорде. В-третьих, вместе с однокурсником Эваном Муром придумал стартап по доставке еды (через год Мур ушел, став партнером Khosla Ventures). На помощь позвали двух программистов-первокурсников – Стэнли Тана и Энди Фанга. Как-то раз в субботу они буквально на коленке за 45 минут написали сайт paloaltodelivery.com. В нем было меню нескольких ресторанов в формате pdf и номер сервиса IP-телефонии Google Voice для заказа доставки. Звонки направлялись всем основателям стартапа – кто первый брал трубку, тот и обслуживал клиента. Первый заказ поступил через 45 минут после запуска сайта.

После мороженого не страшно ничего

Стартаперы принялись рекламировать свое детище среди студентов разных кампусов, а заодно выясняли, какие рестораны пользуются у них спросом. Зона обслуживания стартапа сначала охватила область залива Сан-Франциско, потом добралась до Лос-Анджелеса, Бостона и расползлась по всей стране. Стартап попал в бизнес-инкубатор Y Combinator, где ему рекомендовали назваться покороче. Так родилась DoorDash (можно перевести как «мчу к дверям»). В декабре 2018 г. DoorDash обогнала Uber Eats и заняла 2-е место на рынке доставки еды в США. В марте 2019 г. вытеснила Grubhub с 1-го места. Сейчас, по собственным данным, у DoorDash 50% рынка, у Uber Eats – 26% и у Grubhub – 16%. DoorDash обслуживает 18 млн покупателей, у нее около миллиона курьеров, доставляющих заказы из 390 000 ресторанов и магазинов в Соединенных Штатах, Канаде и Австралии.

Сюй не желает ограничиваться только блюдами из ресторанов. В апреле компания начала доставлять туалетную бумагу и другие товары. Она работает с поставщиком рецептурных препаратов CVS Pharmacy, сетью универсамов 7-Eleven и многими другими. Конкуренты идут тем же путем. Так, с 7-Eleven сотрудничает служба доставки Instacart, а служба Postmates доставляет лекарства из Walgreens и запускает новую платформу, где можно заказать на дом что угодно – от косметики до бытовых товаров.

Но Сюй уверяет в документах для IPO, что его стартап управляет самой сложной и надежной логистической платформой: «Если мы смогли сделать возможной доставку мороженого до того, как оно растает, пиццы – до того, как она остынет, или еды в течение часа, то можем сделать реальностью доставку чего угодно <...> [Цель DoorDash] – дать всем местным предприятиям возможность конкурировать в условиях современной экономики».

Сюй любит повторять, что при создании стартапа его вдохновлял образ матери. Он хотел помочь мелким предпринимателям, эмигрировавшим в Америку, получить доступ к максимальной клиентской базе. «Сегодня только 10% ресторанов предлагают онлайн-заказ. 90% по-прежнему полагаются на телефонный звонок, окно выдачи или предоставление услуги без выхода из автомобиля, – сетовал Сюй на страницах Fortune. – Мы помогаем [ресторанам] осуществить переход к электронной торговле».

«Хотя малый бизнес жизненно важен для нашего общества и создал примерно две трети новых рабочих мест в США с 2000 по 2018 г., теперь он рискует остаться позади в экономике, заточенной на удобство пользователя, где потребители привыкли получать все за несколько кликов – тенденция, которая только усилилась в мире с COVID», – рассуждал Сюй в проспекте IPO.

Курьер на свой страх и риск

С будущей женой Патти Сюй познакомился в церкви – за пару лет до запуска стартапа, в 2013 г. они поженились. У них двухлетняя дочь Оливия. Сюй уверяет, что каждую пятницу приглашает жену на свидание. Работники стартапа говорят, что остальное время он работает сутки напролет и безжалостно гоняет подчиненных – что, впрочем, не в диковинку в Кремниевой долине. «Но это не значит, что он унижает или не уважает сотрудников. Просто у него очень-очень высокие стандарты», – цитирует FT слова первого наемного курьера компании Эндрю Мэнди.

DoorDash Inc.

Сервис доставки еды

Крупнейшие инвесторы
(данные Refinitiv): SoftBank Vision Fund (21,99%), Sequoia Capital Partners (18,08%), GIC Private Limited (9,29%).
Капитализация – $52,8 млрд.
Финансовые показатели (девять месяцев 2020 г.):
выручка – $1,9 млрд,
чистый убыток – $149 млн.

Запущена 12 января 2013 г. как веб-сайт, отображающий меню местных ресторанов в Пало-Альто, штат Калифорния. C 9 декабря 2020 г. акции компании торгуются на NYSE. 

Поначалу еду доставляли сотрудники стартапа. Но вскоре DoorDash переключилась на схему Uber, когда заказы исполняют люди, формально не имеющие отношения к компании, – они считаются независимыми подрядчиками. В стартапе их зовут dashers, что можно перевести как «стремительные люди». Они получают плату за каждую доставку и забирают себе чаевые, если клиент их даст наличными или через приложение. В июле 2019 г. разразился скандал: DoorDash, гарантировавшая определенный заработок курьерам, стала учитывать в нем полученные онлайн чаевые, если курьер зарабатывал в виде процентов от стоимости оплаченных заказов меньше обещанного минимума. Этим стартап сводил к минимуму разницу, которую должна была покрыть из бюджета компании, или вообще ничего не оставалась должна курьеру. Те в ответ возмутились, ведь гарантированный заработок – это одно, а чаевые – совсем другое, это подарок от клиента. DoorDash вынуждена была отступить.

Схема с подрядчиками избавляет компанию от множества выплат, которые пришлось бы делать, признай она курьеров своими сотрудниками. Перед IPO законодатели Калифорнии сделали DoorDash и ей подобным царский подарок: решили, что фирмы по доставке могут не относить водителей и других работников к своему персоналу. Но действующим по модели Uber стартапам приходится отбиваться от коллективных исков – dashers хотят стать сотрудниками компании. FT уверяет, что, урегулировав такой иск, поданный в 2017 г., DoorDash обязалась в случае IPO выплатить курьерам $1,5 млн. В интервью Fortune Сюй рассказывал, что им достанется сейчас гораздо больше: «$12 млн пойдет на вознаграждение, от $500 до $20 000 – для курьеров, которые выполнили более 5000 доставок».

Как терять деньги на еде

У DoorDash можно найти рестораны на любой вкус и кошелек. Но Сюй обошел конкурентов не поэтому, считает Forbes. По мнению журнала, причина успеха в том, что он сделал главную ставку совсем на другое, нежели Uber Eats и Grubhub, которые, во-первых, сосредоточились на независимых ресторанах, во-вторых, работают только в городах. DoorDash охотилась за сетевыми ресторанами и покупателями в пригородах, где и движение не такое плотное, и с парковками проще. Увеличивать долю рынка помогал и такой трюк: стартап добавляет в свой список рестораны, которые и не думали с ним работать, а заказы выполняет без наценки, себе в убыток. В какой-то момент ресторан интересуется, откуда эти курьеры, благодаря которым резко вырос поток заказов, – вот тут-то и появляется менеджер DoorDash с предложением подписать контракт (эту тактику оценила и скопировала Grubhub). Неудивительно, что DoorDash остается убыточной. Это цена агрессивной экспансии. За первые три квартала DoorDash обработала заказов на $16,5 млрд по сравнению с $5,5 млрд за аналогичный период прошлого года. В I квартале этого года DoorDash получила выручку в $298 млн, во II квартале – $362 млн, а в III квартале – уже $879 млн (в июле – сентябре 2019 г. выручка была лишь $239 млн).

Убытки сокращаются, но все равно с начала года по конец сентября DoorDash потеряла $149 млн (в прошлом году за это же время – $534 млн). Для сравнения: Uber Eats в этом году за тот же период ушла в минус на $183 млн, а Grubhub – на $9,2 млн. Сюй честно предупреждает, что в ближайшее время его компания вряд ли получит чистую прибыль.

«Легко занять долю рынка, если можешь позволить себе терять на каждом заказе больше денег, чем конкуренты», – жаловался на страницах FT один из инвесторов, вложивший деньги в Uber Eats и Grubhub. Но это соображение не помешало рынку с энтузиазмом отреагировать на IPO.

Изначально DoorDash предполагала разместить акции в коридоре $75–85 за штуку. Потом верхнюю планку подняли до $95. Во вторник, 8 декабря, книга заявок закрылась на цене $102. А в первый день торгов на NYSE котировки подскочили почти вдвое, чуть-чуть не дойдя на пике до $190.

Состояние 28-летнего Фанга и 27-летнего Тана, у каждого из которых по 4,2% акций компании, приблизилось к $3 млрд, а Сюя с его 4,6% акций перевалило за эту отметку. Сейчас котировки снизились до $150 с небольшим, но основатели стартапа все равно остаются миллиардерами.

Акции DoorDash разделены на класс А (одна акция – один голос) и класс В – 20 голосов на одну акцию, троица основателей компании с акциями класса B контролирует 69% голосов.

В интервью Fortune Сюй обещает расширить географию бизнеса, разнообразить ассортимент и постоянно предлагать новые услуги. Например, возможность самовывоза. Или DoorDash Storefront – программное обеспечение, которое дает ресторанам и магазинам возможность создавать буквально в один клик собственные сайты для онлайн-заказов. Эта услуга бесплатная, кроме того, ресторан получает полный контроль над сайтом и данными пользователей. Единственное условие – доставка осуществляется силами DoorDash. «Рынок еды – это самый большой рынок, который я могу себе представить, – говорил Сюй USA Today. – Ведь мы едим три раза в день, семь дней в неделю, и нам хочется разнообразия».