Грузовой беспилотник поднял 110 млн рублей

Финансировать проект решила «Национальная технологическая инициатива»
У конструкторского бюро уже были разработаны образцы беспилотников / КБ «Русь»

НТИ выделила 110 млн руб. воронежскому КБ «Русь», создающему беспилотный вертолет для перевозки грузов на расстояние до 200 км. Сертификация беспилотника намечена на 2022 г.

Финансирование проекта было одобрено межведомственной рабочей группой по разработке и реализации «Национальной технологической инициативы» (НТИ), рассказал «Ведомостям» пресс-секретарь АНО «Платформа НТИ» Юрий Сушинов. Вертолет получил название R-2200. По словам Сушинова, особенностями разработки являются небольшие размеры, мобильность, простота обслуживания, а также минимальные затраты на эксплуатацию. Вертолет способен перевозить грузы массой до 80 кг на расстояние до 200 км. Расчетная стоимость доставки грузов составит чуть больше 2 руб. за 1 кг на 1 км.

Проект реализуется при участии рабочей группы НТИ «Аэронет», пояснил Сушинов и подтвердил генеральный директор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. За его реализацию и исполнение отвечает конструкторское бюро (КБ) «Русь».

Общий объем финансирования проекта в рамках НТИ составит 110 млн руб. в формах гранта и вклада в уставный капитал этой компании, заявил Сушинов.

В КБ «Русь» «Ведомостям» рассказали, что создаваемое воздушное судно может применяться в нескольких сферах: доставка грузов в труднодоступные районы, обслуживание отдаленных месторождений, ледовая разведка, дистанционное зондирование Земли. Габаритные размеры воздушного судна позволяют выполнять его хранение, транспортировку и обслуживание при помощи установки на базе микроавтобуса, говорят в КБ.

По данным СПАРК, генеральным директором ООО «КБ «Русь» является Олег Фоменко. Собственниками КБ помимо Фоменко указаны Константин Махнюк и ООО «Премиум» (компания занимается оптовой торговлей моторным топливом, включая авиационный бензин, следует из данных СПАРК).

Вертолетная схема давно известна в авиации и технически хорошо отработана, отмечает Бабинцев: «Способность вертикально взлетать и садиться, нетребовательность к подготовленным аэродромным площадкам, высокая удельная грузоподъемность – это преимущества любого вертолета перед самолетными схемами».

В беспилотном варианте появляется возможность снизить габариты и взлетную массу воздушного судна, сделав его более гибким в использовании и расширив сферы применения с перевозки крупных грузов до относительно небольших, но массовых логистических задач, отмечает Бабинцев: «Впрочем, кроме логистики вертолеты будут востребованы для аэромагнитной разведки, для иных задач мониторинга инфраструктуры, естественно, в аграрном комплексе».

Сертификацию R-2200 планируется завершить в 2022 г., отмечает Сушинов. По его словам, помимо создания самого беспилотного аппарата параллельно будет создана сервисно-эксплуатационная компания, которая будет заниматься продажей, обслуживанием и эксплуатацией таких беспилотных вертолетов.

Такой проект, несомненно, можно назвать перспективным, согласен пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев: «Однако для предстоящего выхода на рынок этой технологии все же существует ряд барьеров, в том числе законодательных. Важно понимать, что с точки зрения кривой Гартнера беспилотная воздушная перевозка пока находится в районе пика завышенных ожиданий, поэтому фазу долины разочарования проекту вероятно еще предстоит пережить».

Доставка грузов как гражданских, так и военных представляется одной из перспективных задач для решения с помощью БЛА, отмечает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. Так, в коммерческой сфере беспилотная доставка может иметь существенные преимущества по стоимости перед доставкой пилотируемыми средствами. Особую актуальность имеет задача доставки в труднодоступные районы, в том числе на Крайнем Севере, полагает эксперт.

БЛА вертолетного типа могут доставлять грузы на объекты, не оборудованные взлетно-посадочными полосами, для обеспечения их взлета и посадки необходима лишь небольшая площадка. В этом состоит их преимущество перед летательными аппаратами самолетного типа, отмечает Федутинов. «Вместе с тем вертолеты проигрывают самолетам по дальности транспортировки грузов. Наиболее интересным решением здесь было бы использование конвертопланов, сочетающих в себе возможности аппаратов самолетного и вертолетного типов, однако в силу сложности конструкции подобные БЛА пока еще весьма редки», – заключает эксперт.