Бюджет выделит субсидии на арктические проекты

В списке – инфраструктура, добыча полезных ископаемых, рыбоводство
За счет реализации правительственных проектов решаются стратегические задачи развития логистики, модернизации портовой инфраструктуры и обеспечения грузовой базы Северного морского пути /Максим Стулов / Ведомости

Правительство утвердило перечень инвестиционных проектов в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) с общим объемом инвестиций более 214 млрд руб, которые получат государственные субсидии. Эти деньги компании – инициаторы проектов смогут использовать на строительство инфраструктуры, необходимой для полноценной работы новых производств.

Средства будут выделять на безвозвратной основе в размере до 20% от общего объема инвестиций в организацию новых производств, но при соблюдении ряда условий. В частности, для этого компании должны инвестировать в проект не менее 300 млн руб., обеспечить создание новых рабочих мест и покрытие предоставленной субсидии в виде налоговых отчислений в бюджет в срок до 10 лет.

Отбор инвестиционных проектов проводился во II квартале прошлого года в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 297. Потенциальные получатели субсидий подавали заявки и необходимые документы, оценку которых проводило Минвостокразвития. Окончательное решение об одобрении проектов принимала Госкомиссия по вопросам развития Арктики. В итоге в утвержденный правительством перечень попало шесть инвестиционных проектов.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщил «Ведомостям», что средства на субсидии этим инвестпроектам уже предусмотрены законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период 2022–2023 гг., средства фонда национального благосостояния (ФНБ) для выплаты субсидий привлекаться не будут. На каждый рубль господдержки в среднем приходится 10 руб. частного капитала. На 10-летнем горизонте эти шесть проектов обеспечат более 42 млрд руб. дополнительных налоговых поступлений и создадут более 5800 новых рабочих мест.

Чекунков подчеркнул, что соглашение о предоставлении субсидии предусматривает контроль за выполнением технических и финансово-экономических параметров инвестиционных проектов. И если компании будут нарушать обязательства по объему вложенных средств, налоговых поступлений в бюджет и организации рабочих мест, им придется вернуть в бюджет все полученные от государства деньги в полном объеме.

В числе проектов, которые получат субсидию, горно-металлургический комбинат «Федорова тундра» в Мурманской области, строительством которого займется АО «Федорово рисорсес», учрежденное ООО «Федорово минералз» и ООО «Ростех – развитие бизнеса» (входит в ГК «Ростех»). Предприятие производительностью 16 млн т руды в год, которое планируется запустить в 2027 г., будет добывать и обогащать руду для производства медно-никелевого концентрата или штейна с платиноидами – эти ресурсы используются, в частности, при создании скальпелей и других медицинских инструментов, трубопроводов для агрессивной внешней среды, пружин и различных деталей для машин и станков, предназначенных для работы в холодных погодных условиях. Продукцию комбината планируется поставлять преимущественно на российский рынок.

В беседе с «Ведомостями» представитель компании «Федорово рисорсес» рассказал, что на строительство инфраструктуры планируется привлечь бюджетные средства в объеме 6,1 млрд руб. – они пойдут на компенсацию затрат компании на строительство автодороги, возведение ЛЭП и подстанции.

Еще один проект, одобренный правительством, экспортоориентированный. Это строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения свинцово-цинковых руд «Павловское» на острове Южный архипелага Новая Земля в Архангельской области.

«Около 90% выручки проекта составляет цинковая руда, из которой мы будем получать концентрат на инновационной плавучей горно-обогатительной фабрике, – рассказывает исполнительный директор Первой горнорудной компании Игорь Семенов. – Предусматривается поставка продукции потребителям в Норвегии, Швеции и Финляндии. Кроме того, интерес к нашему проекту проявляют крупнейшие международные трейдеры». В рамках этого проекта планируется строительство морского терминала для отгрузки цинкового концентрата. Больших проблем с логистикой из-за погодных условий Семенов не видит, хотя и признает, что на протяжении нескольких месяцев в году произведенный угольный концентрат придется хранить на складах.

Из арктических проектов частных компаний в списке получателей субсидий из федерального бюджета оказалось строительство в Кольском районе Мурманской области бассейнов для производства «посадочного материала лосося и форели». Их к 2024 г. планирует построить компания «Русское море – аквакультура».

В правительственном распоряжении указано, что целью этого проекта является снижение зависимости отечественной рыбоводной отрасли от импорта. Отметим, что это направление является одним из приоритетов в развитии отрасли, которая в последние годы показывает не самые лучшие результаты: с 2009 по 2019 г. штат сотрудников в рыбном хозяйстве страны сократился с 360 000 до 139 000 человек, а объем переработки морской рыбы с 2017 по 2019 г. упал на 11% (по данным отраслевого объединения «Рыбный союз»). Представители компании «Русское море – аквакультура» отказались ответить на вопросы «Ведомостей».

«В целом за счет реализации одобренных правительством проектов решаются стратегические задачи развития логистики, модернизации портовой инфраструктуры и обеспечения грузовой базы Северного морского пути (СМП), – объясняет Чекунков. – Сильная арктическая экономика позволит улучшить качество жизни людей». Напомним, что по итогам прошлого года, по данным ГК «Росатом», грузооборот по СМП составил почти 33 млн т – на 1,5 млн т больше, чем к 2019 г. После организации круглогодичной проводки судов по этому маршруту грузооборот может вырасти до 700 млн т в год.

Субсидирование шести новых инвестпроектов в арктической зоне России станет частью процесса комплексного развития АЗРФ, которым правительство занимается по поручению президента Владимира Путина, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин в понедельник.

Параллельно в Арктике продолжат развиваться шельфовые проекты, предусмотренные Стратегией развития АЗРФ на период до 2035 г., утвержденной в октябре прошлого года. Часть из них планируется финансировать за счет средств ФНБ. В соответствии с постановлением, подписанным в июне прошлого года Мишустиным, средства ФНБ могут быть направлены на строительство универсальных серийных ледоколов «Арктика» мощностью 60 МВт и головного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт, которые создаются для обеспечения круглогодичной проводки судов по СМП. В этот перечень был внесен и терминал «Утренний» для завода «Арктик СПГ – 2», который строит «Новатэк».