X5 Group и PickPoint объединяют постаматы и пункты выдачи заказов

Совместная сеть станет одним из крупнейших логистических операторов в России
PickPoint – один из лидеров среди сервисов по доставке товаров из интернет-магазинов /Евгений Разумный / Ведомости

Логистические операторы 5Post и PickPoint договорились об объединении инфраструктуры, сообщили «Ведомостям» представители обеих компаний. Интернет-магазины, с которыми они сотрудничают, смогут теперь организовать доставку в 12 400 постаматов (из них 9000 принадлежат PickPoint, 3400 – 5Post). Кроме того, они будут использовать и общую сеть из 14 300 пунктов выдачи заказов (ПВЗ): 4000 и 10 300, соответственно. Помимо этого обе компании смогут пользоваться логистическими мощностями друг друга, в том числе транспортом, сортировочными центрами и т. д.

Партнерство, в частности, позволит расширить географию присутствия обоих сервисов, а также число клиентов, говорит управляющий директор 5Post Виталий Дырдасов. Гендиректор PickPoint Надежда Романова считает, что это даст возможность максимально быстро увеличить число пунктов доставки.

5Post – дочерняя компания Х5 Group, которая осуществляет доставку из интернет-магазинов и маркетплейсов в постаматы и на кассы магазинов «Пятерочка». Она сотрудничает с крупными международными и российскими интернет-магазинами, такими как AliExpress, iHerb, Joom, «Сбермегамаркет», «Бук 24» и т. д. Число выполненных заказов у нее выросло в 2020 г. в 18 раз до 7 млн. Чистая выручка 5Post в 2020 г. составила 683 млн руб. без НДС, по данным «Infoline-аналитики».

PickPoint – один из лидеров среди сервисов по доставке товаров из интернет-магазинов, по числу постаматов он в мае 2021 г. занимал 2-е место. Его выручка в 2020 г. выросла на 32,3% до 3,45 млрд руб., по данным «Infoline-аналитики».

Alibaba доставит

В мае 2021 г. входящий в Alibaba Group логистический оператор Cainiao объявил о планах до конца 2021 г. инвестировать 2 млрд руб. в развитие своей сети постаматов в России. На эти средства компания хочет открыть около 8000 точек, увеличив их количество до 10 000. Это сделает компанию одним из лидеров в этом сегменте.

При оформлении заказа в интернет-магазине у клиента появится возможность оформить самовывоз через партнерскую точку, объясняет принцип работы объединенной сети представитель PickPoint. Заказы будут обрабатываться на сортировочном центре той компании, с которой у интернет-магазина заключен договор. А далее он организует доставку либо в свой, либо в партнерский пункт выдачи без дополнительной обработки заказа.

Партнерство выглядит удачным для обеих сторон, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. 5Post пока ограничена пунктами в «Пятерочках», и расширить присутствие компания может только за счет сильного партнера с широкой географией. PickPoint, в свою очередь, получит доступ к точкам в магазинах с высоким трафиком. Такое сотрудничество позволит партнерам сократить сроки доставки за счет оптимизации логистики, а это одно из основных конкурентных преимуществ таких сервисов, говорит партнер международной консалтинговой компании Bain & Company Евгений Белащенко. Существенное увеличение числа точек, по его словам, приведет к увеличению доли рынка для каждой из компаний.

Все логисты используют инфраструктуру друг друга на каком-то из этапов доставки, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. Однако новый проект 5Post и PickPoint предполагает более широкое сотрудничество: понадобится, например, глубокая интеграция IT-систем. Точки удачно друг друга дополнят, поскольку они практически не пересекаются. Например, «Пятерочки» хорошо представлены в спальных районах, небольших городах и сельской местности. А PickPoint расположена в более крупных населенных пунктах, часто – в торговых центрах. Объединенная сеть станет крупнейшей среди логистических компаний после «Почты России» и по числу точек, и по географии, заключает Вирин. Сейчас на рынке постаматов лидирует Ozon, у которого 7500 таких объектов, напоминает Бурмистров.

X5 уже не в первый раз вступает в партнерства. В 2018 г. было создано совместное предпритие X5 и Совкомбанка по развитию постаматов «Халва», cеть насчитывала 3000 точек. Осенью 2020 г. они его свернули: 1112 объектов достались X5, остальное – Совкомбанку, писала газета «Коммерсантъ».