Может ли нефть в 2022 году достичь уровня в $120 за баррель?

Рост котировок все же должен остановиться, полагают аналитики
Цена на нефть продолжает расти выше ожиданий / Евгений Разумный / Ведомости

Нефть в 2022 г. может достичь уровня в $120 за баррель, считают аналитики Bank of America. Причиной этого в банке назвали энергокризис и рост на все энергоносители, в том числе на газ и уголь. Это один из наиболее радикальных «бычьих» прогнозов по котировкам нефти в последние месяцы. Заявление банка было сделано на фоне стабильно высоких цен на нефть в последние месяцы. Вечером 2 ноября нефть Brent стоила ​​$84,5 за баррель (-0,3% к уровню предыдущего дня), свидетельствуют данные лондонской Межконтинентальной биржи (ICE). «Ведомости» опросили аналитиков о том, насколько вероятно воплощение такого прогноза в реальность.

В целом аналитики не ждут аномального скачка цен на нефть до $100 или даже $120 за баррель. Большинство экспертных оценок исходит из того, что текущие котировки и так достаточно высоки, поэтому в 2022 г. следует ожидать либо коррекции нефтяных цен, либо, как минимум, их стабилизации на достигнутом уровне.

Банк России в отчете о денежно-кредитной политике за октябрь осторожно соглашается, что «цена на нефть продолжает расти выше ожиданий». В числе основных причин банк указал рост мировой экономики, климатический фактор (например, ураганы) и общий рост цен на энергоносители. ЦБ повысил прогнозную цену на 2021 и 2022 гг. до $70 и $65 за баррель соответственно (средняя цена сорта Urals с начала года превысила $66 за баррель), но в среднесрочном сценарии продолжает консервативно настаивать на постепенном снижении котировок. В прогнозе банка среднегодовая цена барреля падает на $5 в год, доходя до $50 в 2024 г.

«В определенный момент времени котировки на любой товар могут достичь любых значений, – традиционно рассуждает стратег по операциям на товарно-сырьевых рынках SberCIB Investment Research Михаил Шейбе. – Но мы считаем крайне маловероятными такие цены на нефть в 2022 г. – сейчас для этого нет рыночных предпосылок». По его словам, SberCIB Investment Research ожидает, что в следующем году Brent будет стоить в пределах $70–80 за баррель.

«[Чтобы достичь $120 за баррель] сначала надо дойти до $100 за баррель. Это возможно, если ОПЕК+ сохранит все без изменений и спрос возрастет», – говорит аналитик по нефти и газу Sova Capital Митч Дженнингс. Он добавляет, что давление на котировки может исходить и от США, которые «продемонстрировали дисциплину в увеличении производства [нефти] и придерживаются планов улучшения выплат акционерам [нефтекомпаний]». Но пока, по словам Дженнингса, прогноз на 2022 г. – $78,2 за баррель.

«Мы не ожидаем нефть по $120 за баррель в 2022 г.», – заметил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По оценке банка, котировки будут в течение года снижаться c $82 за баррель в I квартале до $60 в четвертом. О постепенном снижении говорит и руководитель аналитического управления «Открытие Research» Анна Морина. «Наш базовый сценарий предполагает, что нефтяные цены в IV квартале 2021 г. и I квартале 2022 г. будут оставаться на повышенном уровне, в среднем около $80–85 за баррель, а со второй половины 2022 г. начнут снижаться в диапазон $70 за баррель Brent», – отметила она.

Относительно оптимистичной выглядит оценка управляющего активами «БКС мир инвестиций» Виталия Громадина: «По нашим оценкам, нефть Brent по $80 за баррель в среднем в 2022 г. выглядит обоснованно с учетом окончательного возвращения спроса на авиатопливо после завершения эпидемии и сохранения сделки ОПЕК+». Эксперт также не исключил и ценовых всплесков «с учетом происходящего энергокризиса». Например, дополнительный спрос на дизельное топливо (на 1–2 млн баррелей в сутки) может в короткий срок усилить дефицит, считает Громадин.

Вероятно, повышательные тенденции продолжатся до конца отопительного сезона и в декабре нефть достигнет уровня $87–88 за баррель, не исключает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Но цена в $120 за баррель представляется ему маловероятной. «Инфляционный шок, который испытывают фактически все мировые экономики, значимо ударит по располагаемым доходам потребителей, – поясняет он, – поэтому скорость восстановления спроса существенно замедлится, а высокие цены будут провоцировать поставщиков пусть медленно, но наращивать объемы добычи».

Но аналитики традиционно крайне осторожно оценивают возможность затягивания «бычьего» тренда на рынке нефти. Например, в конце августа 2021 г., когда энергетический кризис в мире и вызванный им дефицит энергоресурсов еще не стали ключевым трендом года, эксперты также говорили, что достигнутый рост котировок нефти до $70 за баррель и выше – это весьма высокий показатель, и по большей части ожидали коррекции. На цены будут влиять те же ураганы и авария на шельфовых промыслах в Мексиканском заливе, осторожная политика ОПЕК+ по постепенному повышению добычи и коронавирусные риски, полагали они. Чаще всего тогда опрошенные «Ведомостями» аналитики предполагали, что до конца года уровень цен на нефть достигнет примерно $70–75 за баррель.

Сейчас, как отмечают эксперты, основные факторы, которые будут влиять на нефтяной рынок в конце этого и начале следующего года, в основном связаны либо с глобальным энергокризисом, либо с поведением нефтедобывающих стран (США и ОПЕК+), либо со стимулирующими мерами крупнейших ЦБ. Так, Шейбе выделяет планомерный рост добычи ОПЕК+ и американских нефтекомпаний в течение 2022 г., риск коронавирусных локдаунов, возможное укрепление доллара и сворачивание монетарных мер поддержки экономик.

Васильев замечает, что сейчас в целом идет игра на повышение, «которая подпитывается притоком свежей ликвидности» от центробанков. Но сланцевые нефтекомпании США не наращивают добычу, продолжает он, предпочитая выплаты акционерам инвестициям в новые проекты. В Совкомбанке считают, что в 2022 г. «большая часть факторов, которые поддерживали ралли нефтяных цен, уйдет». ОПЕК+ продолжает наращивать добычу по 400 000 баррелей в сутки ежемесячно и «можно ожидать, что в наступающем году дефицит нефти на рынке будет преодолен и страны снова будут накапливать запасы», говорит Васильев. Он добавляет, что, по прогнозу минэнерго США, производство нефти в стране в 2022 г. увеличится на 0,8 млн баррелей в сутки до 12,1 млн баррелей в сутки. Эксперт добавляет, что в ближайшие месяцы ФРС, ЕЦБ и другие ведущие центробанки начнут сокращать программы количественного смягчения и постепенно повышать процентные ставки для сдерживания инфляции.

Дженнингс также отмечает «потенциальное давление со стороны предложения», поясняя, что речь идет об увеличении добычи в США, ослаблении санкций в отношении Ирана и возможном давлении со стороны Саудовской Аравии, которая может быстро обеспечить поставку на рынок большего объема нефти, чтобы сдержать рост цен.

Кроме того, аналитики ждут разрешения энергокризиса и снижения цен на газ, энергоуголь и нефть. «По газу ожидается коррекция к уровням $300–350 за 1000 куб. м, что позволит газу продолжить отвоевывать долю рынка у угля и мазута и будет снижать темпы роста спроса на нефть», – говорит Гришунин. Этот фактор упоминает и Шейбе, отмечая вероятность снижения газовых цен «на фоне ожидаемого одобрения [немецким регулятором газопровода] «Северный поток – 2» и первых поставок по нему». «По нашим прогнозам, пик цен на уголь и газ уже позади, – отмечает Васильев. – По мере прохождения зимнего отопительного сезона можно ожидать снижения цен на энергоносители».