Авиаперевозки в 2022 году могут обновить доковидный рекорд

Разгон рынка может привести к росту цен на авиабилеты, опасаются эксперты
Аэропорты также надеются на рост пассажиропотока в 2022 г. / Андрей Гордеев / Ведомости

Минтранс ожидает в 2022 г. роста пассажиропотока авиакомпаний РФ к допандемийному 2019 году, сообщил замруководителя ведомства Игорь Чалик 9 февраля на выставке NAIS-2022. Его слова передал «Интерфакс». С ним согласился и глава Росавиации Александр Нерадько, выразивший уверенность, что в 2022 г. показатели 2019 г. будут преодолены. Ни один из них не дал точных прогнозов.

Нерадько сказал журналистам, что авиакомпании РФ в январе 2022 г. увеличили пассажиропоток на 46,5% относительно января 2021 г. до более 8 млн человек. Средний по отрасли процент занятости кресел в январе вырос на 2,5 процентного пункта до 78,6%. «Это говорит о том, что наше население почувствовало вкус к полетам и хочет дальше продолжать летать. А если откроются традиционные туристические маршруты, такие как Европа, то рост будет очень значительный. Руководители некоторых авиакомпаний оценивают его в 15%, но думаю, что они скромничают», – сказал чиновник (цитата по «Интерфаксу»).

В 2019 г. в России был достигнут абсолютный рекорд по пассажирским авиаперевозкам. Тогда российские авиакомпании перевезли 128 млн человек. В 2020 г. пандемия и жесткие ограничения на перемещение людей снизили пассажиропоток почти в 2 раза до 69 млн человек. По данным Росавиации, в 2021 г. было перевезено 111 млн пассажиров. Это на 60% больше показателя 2020 г., но на 13% меньше, чем в 2019 г.

Опрошенные «Ведомостями» российские перевозчики согласны с прогнозами властей. Представитель UTair в 2022 г. ожидает роста пассажиропотока компании к 2019 г., но не уточнил конкретные цифры. Он лишь напомнил, что в 2021 г. компании удалось нарастить все операционные показатели, включая пассажиропоток (+50%, 7,2 млн человек). «Уральские авиалинии» планируют в этом году перевезти как минимум на 15% больше пассажиров, чем в 2021 г., сказал представитель авиакомпании. Он выразил надежду, что в 2022 г. удастся возобновить полеты в Европу.

Red Wings планирует увеличить пассажиропоток в 2022 г. на 45% до 4,5 млн человек, говорил гендиректор перевозчика Евгений Ключарев на встрече с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым 8 февраля (его слова передавал «Интерфакс»). По России авиакомпания планирует перевезти 2 млн пассажиров.

«Группа «Аэрофлот» (включает также «Победу» и «Россию». – «Ведомости») в 2021 г. увеличила объемы перевозок по сравнению с 2020 г. на 56% до 45,8 млн человек, - напоминает представитель головной авиакомпании группы. - Пассажиропоток на внутренних линиях уже к середине 2021 г. превысил уровень 2019 г. В 2022 г. ожидаем сохранение положительной динамики операционных показателей, чему будет способствовать снятие международных ограничений, введенных из-за COVID-19».

В S7 на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Аэропорты также надеются на рост пассажиропотока в 2022 г., ключевым драйвером которого, по их мнению, должно стать восстановление международного сообщения.

Представитель «Воздушных ворот Северной столицы» (управляет петербургским аэропортом «Пулково») сказал «Ведомостям», что в 2022 г. аэропорт планирует обслужить до 20 млн пассажиров против 18,1 млн пассажиров за 2021 г. За январь 2022 г. «Пулково» обслужило около 1,4 млн пассажиров (+47%). В «Аэропортах регионов» ожидают роста пассажиропотока в районе 8% относительно 2019 г. Холдинг объединяет аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Саратова.

Представитель московского «Домодедово» также подтвердил прогноз по росту пассажиропотока в 2022 г., но не уточнил размер роста. В январе аэропорт обслужил 1,84 млн человек, трафик восстановился на 99% относительно аналогичного периода 2021 г. Пассажиропоток группы «Аэродинамика» (аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы) говорит, что в январе 2022 г. пассажиропоток составил 1,13 млн пассажиров против 924 000 человек за тот же период 2021 г.

Эксперты разделяют точку зрения властей и рынка, но расходятся во мнении относительно того, за счет чего этот рост будет обеспечен. Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова говорит, что рост к 2019 г. может составить 2% и в первую очередь этому поспособствует открытие дополнительных европейских направлений. Основными рисками для продолжения восстановления она видит новые волны коронавируса и задержки с признанием российской вакцины ВОЗ. По мнению эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федора Борисова, именно внутренний рынок будет главным генератором восстановления отрасли. Но перевозки по России низкомаржинальны, поэтому компании продолжат генерировать убытки, сказал он «Ведомостям». Исходя из этого необходимо сохранение и увеличение субсидирования региональных перевозок, считает эксперт.

По словам аналитика ФГ «Финам» Натальи Пырьевой, в числе наиболее отстающих регионов по пассажиропотоку остается и Азия, где все еще действуют строгие правила по карантину. «Основным драйвером роста пассажиропотока российских авиакомпаний будет шаг Азии навстречу путешественникам, чего очень ждут россияне», – сказала она «Ведомостям».

Перевозчикам сложно зарабатывать на низкомаржинальных внутренних рейсах, но в авиакомпаниях не сообщали о планах по повышению цен на билеты в 2022 г. Эксперты считают, что совсем не повышать стоимость авиаперелетов не получится.

Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что авиакомпании не имеют запаса финансовой прочности, чтобы принимать на себя продолжающийся рост издержек. «Цены на авиатопливо достигли рекордного уровня, а рост курса доллара к рублю увеличил расход на лизинг техники и техобслуживание. Оба этих фактора не имеют тенденции к снижению, и в этих условиях издержки авиакомпаний продолжат расти. Кроме того, сейчас перевозчикам нужно наращивать уровень зарплат летного состава, и сделать это за счет собственных резервов они не в состоянии», – пояснил эксперт.

На 4 февраля стоимость авиакеросина на торгах на бирже СПбМТСБ обновила исторический максимум, достигнув показателя 61 619 руб. за 1 т.

Борисов говорит, что, несмотря на все негативные факторы, рост цен на авиабилеты продолжит сдерживаться мерами господдержки и конкурентной средой на рынке. Но на внутренних линиях предложение и так превышает платежеспособный спрос и заставляет авиакомпании демпинговать, возражает Пантелеев.

По мнению Сахновой, сейчас в среднем цены на авиабилеты соответствуют себестоимости, но этот показатель очень зависит от направления, загрузки рейса и дня недели. На международные перевозки, по ее мнению, цены будут снижаться, на российские будет незначительный рост для компенсации топлива, инфляции, аэропортовых сборов и зарплат. По оценкам Пырьевой, ожидать намеренного повышения цен со стороны авиаперевозчиков не стоит, поскольку первоочередная задача для авиакомпаний – полная загрузка кресел и стабильный спрос.

«Цены будут расти до разумных пределов для обеспечения безубыточности работы перевозчиков. А открытие международных направлений позволит снизить нагрузку на бюджеты за счет перекрестного субсидирования внутренних рейсов за счет международных», – резюмировал Борисов.

По данным сервиса OneTwoTrip, средняя стоимость авиабилета по России в 2021 г. составила 4500 руб., в 2020 г. этот показатель был равен 5200 руб., а в 2019-м – 6700 руб. Средняя стоимость билета за границу также была ниже: 9700 руб. в 2021 г. против 13 400 руб. в 2019 г.