Танкеры-газовозы лишились 15%-ной скидки за проход через Суэцкий канал

Но на фоне аномально высоких цен на газ рынок этого почти не заметит
Dana Smillie / Bloomberg via Getty Images

Администрация Суэцкого канала с 15 марта отменила скидки для танкеров, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ), сообщается на сайте администрации. До октября 2021 г. на проход СПГ-танкеров действовала 25%-ная скидка, в октябре она была уменьшена до 15%. Теперь же дисконт отменяется совсем.

По словам главы администрации канала Усамы Рабии, слова которого приводятся в релизе, решение об окончательной отмене скидок было принято из-за «значительного роста мировой торговли, улучшения экономики судов, а также развития водного пути Суэцкого канала и улучшения транзитных услуг».

Ранее также сообщалось о росте тарифов канала для груженых и балластных судов. С 1 марта 2022 г. на 10% выросла цена для нефтяных танкеров; для многоцелевых и большегрузных судов – на 7%, сухогрузов – на 5%. Для всех остальных – за исключением круизных лайнеров и СПГ-танкеров (газовозов) – стоимость прохода по нему увеличилась на 6%.

По данным портала Maritime Executive, на транзит через Суэцкий канал приходится порядка 12% мирового морского торгового трафика и 5–10% от всех поставок нефти. По итогам 2021 г. доходы Египта от эксплуатации канала составили рекордные $6,3 млрд.

Консультант Vygon Consulting Иван Тимонин подчеркивает, что Суэцкий канал играет важную роль в обеспечении мировой торговли СПГ – как для европейского, так и для азиатского рынков. По словам эксперта, в 2020 г. через него прошли 388 груженых газовозов. Из них 276 направлялись с Востока на Запад, поставляя СПГ с Ближнего Востока в Европу, 112 – в обратном направлении на азиатский рынок с газом преимущественно из России и США.

Таким образом стоимость проводки судов, по словам Тимонина, в первую очередь отразится на ценах СПГ в Европе, но существенным это влияние не будет. «Для СПГ-танкера вместимостью 170 000 куб. м стоимость проходки составляет сейчас около $290 000, или порядка $0,08 за 1 МБТЕ (MMBTU, 1 млн британских тепловых единиц) груза (примерно $2,8 за 1000 куб. м, по расчетам «Ведомостей»). После отмены скидок в расчете на 1 МБТЕ сжиженного газа стоимость проходки выросла немногим более чем на 1 цент», – подсчитал аналитик.

Отмену скидок Тимонин не связывает с появлением новых внешних факторов. «Это делается планомерно. В 2014 г. размер дисконта составлял 35% от базовой ставки, в 2015 г. – 25%, а с октября 2021 г. снизился до 15%. Но это не влияло существенно на рынок СПГ», – добавил он. С этим согласен руководитель международной практики КПМГ Антон Усов.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач добавляет, что руководство Суэцкого канала могло бы отменить скидку и раньше. Но после инцидента с посадкой на мель контейнеровоза Ever Given в марте 2021 г., перекрывшего Суэцкий канал, администрации требовалось привлечь дополнительные грузы, поясняет он. «Сейчас грузопоток уже восстановился. Кроме того, значительно выросли цены на топливо, что сделало поход вокруг Африки еще более дорогим», – добавил Гривач.

Высокие цены на газ, в том числе и на СПГ, сохраняются на глобальном рынке с осени 2021 г. Рост цен на энергоносители, подстегиваемый восстановлением мировых экономик после коронавируса, начался еще летом 2021 г. А введение западных санкций в ответ на начало Россией специальной военной операции на Украине привело к ограничению глобальных поставок энергоресурсов и росту цен на нефть, газ и уголь. 7 марта 2022 г. цена апрельского газового фьючерса на нидерландском хабе TTF приблизилась к $3900 за 1000 куб. м.

В Азии спотовые цены на газ традиционно выше, чем в Европе. Но в конце прошлого года из-за резкого роста цен в ЕС азиатская «премия» сменялась европейской, в результате чего трейдеры начали перенаправлять поставки из Азии в Европу («Ведомости» писали об этом 22 декабря 2021 г.). Согласно данным биржи ICE, индекса Plattz и расчетам «Ведомостей», на 14 марта азиатская премия составляла около $20 за 1000 куб. м. Аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов оценивает ее в $30 по наиболее популярным контрактам с поставкой на месяц вперед.

15 марта спотовые цены на газ в ЕС выросли до $1325 за 1000 куб. м, что несколько снизило азиатскую премию. Но повышение цен на газ в ЕС Тимонин связывает скорее с переводом в режим реверса российского экспортного газопровода Ямал – Европа (мощность – 32,9 млрд куб. м в год), чем с повышением ставок Суэцким каналом. Гривач согласен, что при текущих высоких спотовых ценах на газ рост тарифа из-за отмены дисконта за проход через канал «будет практически незаметен» для перевозчиков.

«В нынешних условиях мировой рынок газа становится все более глобальным, разница в ценах между Америкой, Европой и Азией постепенно стирается», – обращает внимание Усов. По его словам, наблюдаемое сейчас сокращение азиатской премии «является наглядным примером» этой тенденции.