Как Госдума решила поддержать транспорт в условиях санкций
Законопроект дает льготы фурам и ограничивает права иностранных инвесторов6 апреля Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла законопроект (№ 98359-8) о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций, сообщается на сайте палаты. На следующей неделе документ планируют рассмотреть в Совете Федерации.
Закон снимает ограничение на использование в России временно ввезенных иностранных контейнеров, ограничивает участие иностранных инвесторов в водных грузоперевозках, временно отменяет весовой и габаритный контроль для фур, перевозящих продовольствие, а также позволяет избежать ареста судов в случае попадания лизингодателей под санкции.
Грузовики прибавят в весе
Законопроект отменит на шесть месяцев в 2022 г. весогабаритный контроль транспортных средств (ТС) с продовольственными грузами и товарами первой необходимости на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) на госгранице. Также отменяется обязанность получать спецразрешения на перевозки, если грузоподъемность ТС превышена менее чем на 10% (раньше на 2%).
По словам управляющего партнера «КСК групп» Елены Межуевой, это временная вынужденная мера, которая в краткосрочной перспективе представляется обоснованной, но для ограниченного круга дружественных стран (Китай, Монголия, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Азербайджан и проч.). Но потребуется согласие этих государств в случае экспортных перевозок из России, уточнила она. По мнению Межуевой, инициатива частично поможет наладить логистические цепочки за счет привлечения круга перевозчиков, «менее притязательных» в части соблюдения весогабаритных норм. Эта мера позволит снизить финансовую нагрузку на перевозчика, что приведет к снижению стоимости тоннокилометра, полагает топ-менеджер. «Но в долгосрочной перспективе это приведет к незапланированному дополнительному ремонту автодорог», – говорит она.
Контейнеры возьмут в оборот
Депутаты также предлагают снять ограничения, связанные с использованием для внутренних перевозок иностранных контейнеров, временно ввезенных в Россию. Это должно обеспечить российский рынок: сейчас ввезенные контейнеры могут использоваться для внутренней перевозки в России однократно. Законопроект вводит исключение для иностранных контейнеров, если они перевозятся на временно ввезенных в Россию железнодорожных транспортных средствах, морских и речных судах. Теперь они могут использоваться для внутренних перевозок многократно «в пределах срока временного ввоза», следует из законопроекта.
Директор по международному сотрудничеству и взаимодействию с органами государственной власти транспортной группы FESCO Светлана Прусова передала через представителя, что компания активно участвовала в формировании этого предложения и положительно оценивает инициативу. «Введение многократного использования контейнеров приведет к их более рациональному и длительному использованию на территории России», – говорит она. Эта мера будет еще более действенна, если увеличить срок ввоза контейнеров на территорию России с 90 до 180 дней, добавила Прусова.
Исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков также поддерживает инициативу, добавляя, что мера предлагалась как временная – на период перестройки логистики и стабилизации ситуации. По последней информации участников ЕСП (на конец марта), в основном дефицита контейнеров в России не наблюдается, но отмечается локальное сокращение парка в результате ухода ряда иностранных морских линий, пояснил Авсейков. «Превышение спроса над предложением в основном характерно для западных регионов. Но у некоторых компаний даже есть точечные резервы порожнего парка», – говорит он.
Первый вице-президент «Трансконтейнера» Виктор Марков ожидает, что в полной мере дефицит проявится с мая. «Ориентировочно за апрель из России будет вывезена большая часть линейных контейнеров, – говорит он. – Второй фактор – существенное снижение импорта, которое мы фиксируем в марте и апреле, которое усугубит ситуацию с дефицитом оборудования».
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель считает, что возможность использования временно ввезенных контейнеров вызовет большие споры, вплоть до судебных разбирательств. По его словам, согласовывать расширение использования на внутренних перевозках уже ввезенных контейнеров нужно будет в рамках контрактов с их владельцами. «Вполне вероятно, что там прописаны ограничения», – пояснил юрист.
Но основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркивает, что право собственности не переходит ни к кому, появляется только разрешение временно использовать контейнеры. «Решение связано с тем, что против недружественных государств были введены меры ограничительного характера на транспортировку, перевозку и нахождение контейнеров в этих странах. В Прибалтике некоторые контейнеры арестовали, какие-то даже предлагают национализировать, в других странах это тоже обсуждается, поэтому это вполне законная и логичная мера», – пояснил Ткаченко.
Иностранцев лишат голоса
Еще одна законодательная новелла связана с расширением перечня видов деятельности, которые имеют «стратегическое значение для обеспечения безопасности государства». К ним предлагается отнести перевозку морским и внутренним водным транспортом грузов, список которых отдельно утвердит правительство. Речь идет о перевозках между местами погрузки и выгрузки внутри России или в ее исключительной экономической зоне, а также о перевозках от места погрузки в России до первого места выгрузки или перегрузки за рубежом.
Поправки предусматривают, что в течение 365 дней после вступления в силу акта правительства, который утвердит перечень грузов, иностранный инвестор, владеющий не менее чем 5% и не более чем 50% голосующих акций юридического лица, осуществляющего перевозки, обязан представить информацию об этом в комиссию правительства по контролю за осуществлением иноинвестиций.
Если иностранный инвестор владеет более чем 50% акций (на день вступления в силу акта правительства), то он обязан подать в комиссию ходатайство о согласовании установления контроля либо снизить свою долю ниже 50%. Иначе суд вправе лишить такого инвестора права голоса на собрании акционеров.
Как пояснил партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин, фактически вводится дополнительный контроль за перевозчиками: будут отслеживать структуру владения. Целью закона, по его словам, является контроль за тем, чтобы иностранный инвестор, не мог влиять на деятельность по перевозкам. «Новый порядок серьезно затронет лишь тех инвесторов, чья доля владения в перевозчике более 50%. Для остальных будет лишь уведомительный порядок», – отмечает он.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, среди системообразующих компаний в сфере водного транспорта нет тех, кто контролируются именно зарубежными инвесторами. Но российские бенефициары ряда российских транспортных компаний владеют ими через офшоры, добавляет он.
По списку (от апреля 2020 г.) правкомиссии по повышению устойчивости российской экономики в перечень системообразующих организаций морского транспорта входит шесть компаний – «Совкомфлот», «Северное морское пароходство», «Аншип», «Пола Райз», «Навигаторъ», «Совфрахт», часть которых была записана на офшоры. Например, по данным «СПАРК-Интерфакса», на конец 2020 г. «Пола Райз» на 66% принадлежала кипрской Capstans Holding Limited.
«Может потребоваться переоформление акций или долей участия с офшорных компаний на российские юрлица. В условиях введенных ограничений для флота под российским флагом международным инвесторам Россия перестала быть интересной», – говорит Бурмистров.
Суда избегут ареста
Законопроект также дает правительству право в 2022 г. определять особенности исполнения договоров финансового лизинга судов, что «позволит избежать их ареста в случае включения лизингодателей в санкционные списки». Это разрешение вписывается в антисанкционный закон 46-ФЗ, принятый в марте.
В пояснительной записке уточняется, что лизинг был одной из наиболее эффективных схем обеспечения строительства судов, которую российские судовладельцы использовали с привлечением отечественных государственных лизинговых компаний. Всего по такой схеме построено более 300 судов. В объеме судостроительных заказов в России (за счет внебюджетных источников) договоры лизинга составляют около 80%. В частности, за последние годы около 100 судов построены на российских верфях при участии отечественных лизинговых компаний, говорится в документе.
В Государственной транспортной лизинговой компании, которая является крупнейшим лизингодателем судов, отказались от комментариев.
Бурмистров говорит, что для российских операторов флота судов класса «река-море» расширение санкций нанесло бы сильнейший удар по бизнесу, так как зимой и весной, пока в России нет навигации, эти суда работали на море на рынках Европы. Без возможности обеспечить круглогодичную работу они не смогут финансировать платежи по лизингу, поясняет эксперт.
После первого чтения в законопроект была внесена поправка, которая дает кабмину право устанавливать специальный режим лизинга не только морских и речных судов, но и железнодорожных вагонов.
По мнению Ткаченко, правительству будет передано право на включение определенных условий в договоры лизинга в части изменения правообладателя. Учитель из Pen & Paper добавляет, что для предотвращения арестов морских судов имеет смысл рассмотреть варианты перерегистрации прав лизинга на лиц, которые не подпадают под санкции, или на лизингополучателей. «Хотя, как показала практика, отсутствие собственника судна в санкционных списках не может являться безусловной гарантией от его ареста», – говорит он. По словам Ткаченко, «стоит понимать, что это условность, так как, если в иностранных государствах будет принят акт, противоположный этому, скорее всего, арест будет возможен».