Цены на авиаперелеты в марте 2022 года росли рекордными темпами

Перед высоким сезоном многие пассажиры покупали билеты в последний момент
Люди переходят к позднему бронированию/ Максим Стулов / Ведомости

Стоимость полетов по России в эконом-классе из расчета на 1000 км пути в марте выросла сразу на 8,7% по сравнению с февралем до 5167 руб., подсчитали «Ведомости» на основе данных Росстата. Это самые высокие темпы роста в марте относительно февраля с 2000 г. До этого резче всего цены поднимались в марте 2021 г. – на 3,69% относительно предыдущего месяца, а также в марте 2019 г. – на 2,51% и марте 2010 г. – на 2,79%.

По данным Росстата, в марте текущего года цены на перелеты вплотную приблизились, но пока не достигли максимума марта 2021 г., оказавшись на 2% ниже.

В авиатранспорте февраль традиционно относится к проблемным месяцам низкого сезона, когда авиаперевозки минимальны. Пик спроса на авиабилеты – высокий сезон – приходится на весну и лето, когда возникает туристический спрос на перевозки. Начало подъема авиаперевозок приходится на март – апрель, когда начинают расти и цены на билеты. «Февраль – самый низкий сезон, хотя март тоже не очень активный, особенно сейчас, когда снижается деловая активность из-за политической ситуации», – констатирует главный редактор портала Frequentflyers Илья Шатилин.

В начале апреля Росстат сообщил, что теперь будет отслеживать цены на авиабилеты не только помесячно, но и понедельно. 13 апреля служба отчиталась, что стоимость полета в эконом-классе по России за неделю со 2 по 8 апреля в среднем выросла на 10,6% к предыдущей неделе, не указав абсолютных цифр.

Первая неделя апреля – начало летней навигации полетов по правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и многие компании к этому времени меняют тарифы, говорит источник «Ведомостей» в авиакомпании, входящей в российский топ-10. В России в первую очередь начинают дорожать традиционные курортные направления, такие как Сочи, объясняет он. Собеседник отмечает и очень низкую глубину продаж авиабилетов (за какой срок перед полетом покупается билет). По его словам, потребительское поведение начало меняться летом 2021 г., когда из-за сохранения коронавирусных ограничений люди боялись покупать билеты задолго до поездки. «Ведомости» направили запросы крупнейшим перевозчикам.

Но в марте – апреле 2021 г. из-за переизбытка провозных мощностей и сохраняющихся коронавирусных ограничений на полеты за рубеж авиакомпании продавали билеты на 8–30% дешевле по сравнению с тем же периодом 2019 г., считает председатель совета директоров «Випсервиса» Дмитрий Горин. Но, по его словам, пока отрасль не вышла на тарифы уровня 2019 г., но стремится к этому. При сравнении квартальных цен на билеты 2021 и 2022 гг. следует обращать внимание на закрытие ряда аэропортов и перераспределение пассажиропотока, указывает он.

Из-за проведения специальной военной операции на Украине Росавиация с 24 февраля закрыла 11 аэропортов на юге России. Среди них такие крупные, как Ростов-на-Дону, Краснодар и Симферополь. Сейчас закрытие продлено до 25 апреля.

Цены 2020–2021 гг. были аномально низкими и на них ориентироваться нельзя, соглашается гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его словам, статистика Росстата достаточно репрезентативна из-за большой выборки. Сейчас на рынке дефицит провозных емкостей, закрыты аэропорты юга, но, когда их откроют и добавят самолетов на линии, цены на билеты должны пойти вниз, надеется он.

По оценке Горина, сейчас тарифы по ряду направлений на 6–8% ниже 2019 г., но на 5–10% выше по сравнению с 2021 г. На самые популярные направления в пиковые даты рост может достигать 30%, отмечает он, поясняя, что средний тариф в 2022 г. вырос меньше инфляции – на 5–10%. По данным Минэкономразвития, инфляция в России на 8 апреля составила 17,5% в годовом выражении.

«Глубина продаж билетов очень маленькая – до недели. Сократилась провозная емкость: авиакомпании экономят ресурс оставшихся у них самолетов, приберегая его для высокого сезона. Пока фиксируем рост на последние билеты перед вылетом, а начинается он примерно за неделю до рейса. Цена на них может быть в разы больше, чем за месяц до вылета», – описал ситуацию Горин. По его прогнозам, средний тариф в 2022 г. вырастет по инфляции.

Люди переходят к позднему бронированию, соглашается директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Помимо пассажиров, до конца сомневающихся, лететь или нет, свою лепту внесли путешествующие по работе, которые обычно покупают билеты в последний момент, говорит он. Также некоторые полетели за рубеж, в том числе с пересадкой, взяв билет в один конец, заметил эксперт. Стоимость билета в одну сторону всегда выше, чем с обратным перелетом, указывает Пантелеев.

Государство готово выделять авиакомпаниям значительную помощь. Президент России Владимир Путин на отраслевом совещании 31 марта подчеркнул, что авиакомпании должны получить поддержку не за счет пассажиров, а «через обеспечение большей доступности авиабилетов». Тогда было предложено выделить на компенсацию стоимости билетов 100 млрд руб. в дополнение к уже действующим субсидиям. Предполагалось, что это позволит российским авиакомпаниям суммарно перевезти 100 млн человек за 2022 г., из них 90 млн – на внутренних линиях. В 2021 г. они обслужили 111 млн человек (+60% к 2020 г.), из них 87 млн – внутри страны.

Авиакомпании пока ограничились краткосрочными распродажами билетов. «Аэрофлот» с 4 по 12 апреля позволял купить билеты по России на полет с 28 апреля по 31 мая, заявляя о скидках в 30–35%. S7 проводила распродажу с 29 марта по 1 апреля со скидками до 50%. Логика этих маркетинговых акций не совсем понятна, потому что спрос и так высок и авиакомпании и без них смогли бы продать билеты, считает Ромашкин. От перевозчиков сейчас требуется в первую очередь надежность по выполнению заявленных полетных программ, подчеркивает он.

Общий объем господдержки авиаотрасли в условиях санкций составит 311 млрд руб., говорил в интервью «Известиям» первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов. Из них 180 млрд руб. потребуется на покрытие убытков авиакомпаний из-за раскрытых аккредитивов. Они были выпущены российскими банками против зарубежных контрагентов в качестве гарантий лизинговых платежей за самолеты и раскрыты после того, как в возврате воздушных судов (ВС) зарубежным арендодателям было отказано.

По оценке министра транспорта Виталия Савельева, на 23 марта от собственников поступили запросы на возврат более 500 иностранных самолетов остаточной стоимостью $20 млрд. Всего, по данным министерства, в коммерческих авиаперевозках задействовано 1367 ВС.

По словам Пантелеева, главный вопрос – в какой мере авиакомпаниям удастся сохранить летную годность парка ВС. Сейчас профицит предложения, но что будет к пику сезона при учете вероятных проблем с поставками запчастей – прогнозировать сложно, отмечает он. «Какое-то количество билетов в рамках механизмов субсидирования будет по минимальным ценам, но в остальном будет дефицит. А это всегда предпосылка для роста тарифа», – сказал Пантелеев в разговоре с «Ведомостями».

В подготовке статьи принимала участие Елена Филимонова