Железнодорожники просят компенсацию за изъятые на Украине и в Финляндии вагоны

Операторы оценили свои убытки в 32 млрд рублей, которые им вряд ли возместят
Дефицита вагонов на сети в России сейчас нет, поэтому денежная компенсация операторам не столь необходима / Павел Лисицын / РИА Новости

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) предложил Минтрансу подготовить проект постановления для компенсации операторам подвижного состава убытков из-за удержания части парка их грузовых вагонов на Украине и в Финляндии. Об этом рассказал «Ведомостям» источник в одной из операторских компаний и подтвердили еще два владельца подвижного состава. На долю членов СОЖТа приходится более 70% парка грузовых вагонов, зарегистрированных в России. «Ведомости» направили запрос в союз.

По данным операторов, совокупно на Украине и в Финляндии застряло около 16 000 российских вагонов. Максимальную сумму компенсации за их потерю они оценивают в 32 млрд руб., следует из слов источников «Ведомостей». Общее количество грузовых вагонов, принадлежащих российским операторам, составляет порядка 1,2 млн единиц. Соответственно, на территории Украины и Финляндии задержано чуть больше 1% от общего парка грузовых вагонов России.

Еще в марте президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о принудительном изъятии собственности РФ и ее резидентов без какой-либо компенсации стоимости имущества. В том же месяце Украинская железная дорога («Укрзализныця») заявила о планах по задержанию грузовых вагонов из России, находящихся на территории Украины («Ведомости» писали об этом 15 марта). Тогда собеседники говорили, что изъятые вагоны в основном принадлежат крупнейшим операторам подвижного состава и лизинговым компаниям, в том числе Государственной транспортной лизинговой компании, «Новотрансу», «Евросибу», а также входящим в группу Globaltrans Новой перевозочной компании и «Балттранссервису».

Представители Минтранса и операторов не ответили на запросы «Ведомостей».

Финляндия также арестовала почти 1000 единиц подвижного состава, которые принадлежали российским компаниям из санкционного списка Европейского союза. Об этом в июле сообщило Reuters со ссылкой на финского железнодорожного оператора VR Transpoint. В июне они были конфискованы судебными приставами страны.

По словам одного из источников «Ведомостей», операторы решили просить компенсацию после решения правительства компенсировать потери собственникам грузовиков, арестованных на Украине. В октябре правительство решило выделить 1,64 млрд руб. автомобильным перевозчикам, работающим на международных маршрутах, в качестве компенсаций за незаконно изъятые транспортные средства («Ведомости» писали об этом 14 октября). Всего, согласно материалам правительства, на территории Украины конфискованы или до сих пор остаются задержанными 139 российских грузовиков и 128 полуприцепов. Субсидии автоперевозчикам предоставляются в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».

Операторы исходят из средней стоимости вагона в 2 млн руб., говорит зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. Новый или выпущенный недавно грузовой вагон стоит около 4 млн руб., говорит он. Бывший в употреблении подвижной состав – от 1 млн до 2 млн руб. в зависимости от состояния и продолжительности эксплуатации, уточняет Семенкин.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отметил, что дефицита вагонов на сети в России сейчас нет, поэтому денежная компенсация операторам не столь необходима. Он оценивает вероятность предоставления денежной компенсации в 2022 г. невысоко, так как средства на это не заложены в бюджете.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что собственникам вагонного парка, как и владельцам автомобилей, может быть оказана помощь, но вот форма и размер будут отличаться. Он предполагает, что лишь часть компенсации будет выделена непосредственно деньгами, а часть будет в форме различных льгот и скидок. «Скорее всего, нас ждут длительные дискуссии между властями и транспортными компаниями, но достичь компромисса будет непросто», – говорит Баранов.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, эта мера давно напрашивается: вернуть задержанные вагоны будет невозможно, так как часть из них может быть повреждена или уничтожена, а другая задействована для перевозок. Одним из вариантов решения проблемы он видит предоставление операторам субсидий на приобретение аналогичного подвижного состава на российских вагоностроительных заводах.