Импорт автомобилей из Китая достиг в октябре рекордных $560 млн

За 10 месяцев 2022 года он вырос на 31% и составил $3,61 млрд
В нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией/ Евгений Разумный / Ведомости

Ввоз в Россию китайских автомобилей в октябре 2022 г. вырос до $560 млн, что на 27% больше, чем в январе текущего года, и является историческим рекордом, следует из данных главного таможенного управления КНР. Общий объем импорта автомобилей из Китая за январь – октябрь 2022 г. составил $3,61 млрд, что на 31% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и уже больше, чем за весь 2021 год ($3,45 млрд). В 2019 г. импорт был $1,7 млрд, а в 2020 г. – $1,6 млрд.

В структуре автомобильного импорта за 10 месяцев 2022 г. преобладают легковые автомобили ($1,08 млрд). Далее идут грузовики ($1,06 млрд), автокраны и иной спецтранспорт ($250 млн) и автобусы ($970 млн), а на запчасти и комплектующие приходится еще $1,12 млрд.

В октябре по сравнению с январем импорт китайских грузовиков вырос в 3,5 раза (до $179 млн), спецтранспорта – в 5 раз (до $46 млн), автобусов – в 7,4 раза (до $24 млн). А вот легковушки, импорт которых составил $181 млн, пока еще не вернулись на прежний пик января 2022 г., когда поставки составили $228 млн. Но их импорт стремительно набирает обороты после летнего обвала: в августе машин ввезли всего на $26 млн, что было в 9 раз меньше, чем в начале года. Если темпы роста поставок сохранятся, то в ноябре будет рекорд и по легковым автомобилям.

Общие продажи «китайцев» в январе – октябре 2022 г. составили 84 600 шт., сообщил «Ведомостям» представитель «Автостата». Это 16,3% от общего рынка новых автомобилей, который составил 518 000 машин. Если в первой половине 2022 г. их доля на российском рынке была 11%, то в III квартале 2022 г. – 26%.

В октябре объем рынка новых легковых автомобилей в России составил 43 300 шт., что на 63% меньше по сравнению с тем же периодом 2021 г. Китайских автомобилей на нем было продано уже 12 700 шт., или 29%, следует из данных «Автостата». Лидером по продажам новых машин является Haval (4316 шт. в октябре), далее идут Chery (3838 шт.) и Geely (2483 шт.).

Из-за санкций российский рынок покинули европейские и японские автогиганты. Если в 2021 г. российский рынок составлял 1,52 млн автомобилей, то за 10 месяцев 2022 г. – почти в 3 раза меньше. Это спровоцировало дефицит и рост цен на автомобили. Если в начале года новая иномарка стоила 1,36 млн руб., то в конце марта – 1,9 млн руб., следует из данных Росстата, и примерно на этом уровне остается сейчас (1,94 млн руб.).

При этом китайские автомобили, на которые сейчас приходится делать ставку российским автодилерам, оказались не слишком выгодным товаром («Ведомости» писали об этом 11 ноября). Это связано с полумонопольным положением производителей из КНР в России, нехваткой машин, высокими ценами на них и низкой маржей, говорили участники рынка.

Дефицит по-прежнему существенный, и снижения цен не происходит. «Объем рынка новых легковых автомобилей китайских марок может составить 110 000–115 000 шт.», – прогнозируют в «Автостате». Это будет примерно тот же уровень, что и в 2021 г., когда продажи «китайцев» составили 114 263 шт.

Тем не менее в нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией. «В 2023 г. крупнейшие автоконцерны Китая настроены в разы нарастить продажи в России – до 500 000 машин», – говорит заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков. Это позволит снизить цены на машины, хотя ценник будет падать не напрямую, а через предоставление дополнительных опций. «В среднем «китаец» сейчас стоит от 2,2 млн до 4,5 млн руб. И машина стоит своих денег. Завышены ценники скорее на европейцев», – добавляет Стариков.

Маловероятно, что кто-то из иностранных автоконцернов перезапустит свои заводы в России, а значит, Китай продолжит здесь укрепляться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Более того, технике из КНР по ряду позиций в России пока нет альтернативных вариантов.