Продажи китайских машин оказались невыгодными для дилеров
Но, кроме них и Lada, торговать салонам практически нечемКитайские автомобили, на которые сейчас приходится делать ставку российским автодилерам, оказались не слишком выгодным товаром. Это связано с полумонопольным положением производителей из КНР в России, дефицитом машин, высокими ценами на них и низкой маржей, рассказали опрошенные «Ведомостями» участники рынка.
Дилеры отмечают завышенные цены на китайскую продукцию. По оценке председателя совета директоров «БН-моторс» Алексея Подщеколдина, стоимость автомобилей из КНР с начала СВО выросла в среднем в 1,5 раза. «Дилеры наоткрывали салонов под обещания низких цен, а получили китайские кроссоверы по 3 млн руб. Например, Chery Tiggo 7 в феврале стоил 1,7 млн руб., а в конце апреля приехал уже почти по 3 млн руб. Китайцы сильно подняли цены во время весенней девальвации рубля, но после возвращения курсов к докризисному уровню и ниже цены не изменились», – отмечает он.
Другой топ-менеджер из крупного дилерского холдинга также говорит о формировании убытков из-за дефицита машин и высоких цен, поскольку поставок новых автомобилей нет сейчас ни от кого, кроме Lada и китайских концернов. Исключение составляет Haval, которая частично подпадает под российские программы льготного автокредитования, отмечает он.
По оценке собеседника, продажи китайских машин в пересчете на один салон составляют в среднем всего 8 шт. в месяц, или около 50 за полгода. При отсутствии парка гарантийных машин для обслуживания такие продажи не дают прибыли, говорит он.
Совокупная доля китайских марок на российском рынке выросла с 6% по итогам трех кварталов 2021 г. до 14,3% в январе – сентябре 2022 г., но фактические объемы продаж новых машин из КНР снизились за это время на 6% до 72 233 машин, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса.
«Многие дилеры в августе – сентябре открыли салоны Exeed (суббренд Chery. – «Ведомости»), а уже в октябре штаб-квартирой было предложено открыть новую локацию для другого суббренда, Omoda. В этой ситуации непонятно, что делать с недавно открытыми дилерскими центрами, которые не успели окупиться за такой срок», – рассказывает топ-менеджер. По его оценке, при текущем объеме продаж китайских машин дилерам придется «очень непросто» в ближайшие месяцы.
Подщеколдин отмечает и случаи продажи китайских машин ниже закупочной цены под давлением кредитной нагрузки. Это делается для того, чтобы выручить средства для внесения платы по долгам, поясняет он.
Продажи китайских машин не убыточны, но и ощутимой прибыли от них тоже нет, говорит источник «Ведомостей» в крупном федеральном автодилере. По его словам, китайские компании не дают достаточного количества машин, но берут с дилеров обязательство оформлять салоны в соответствии со стандартами марки. Расширившаяся в последние месяцы сеть продаж китайских брендов при сравнительно небольшом объеме машин пока не дает дилерам заработать на них, констатирует он.
Китайские компании пользуются полумонопольным положением, когда большинство дилеров в России остались без поставок иномарок и встает вопрос, чем заполнять автосалоны, говорит Подщеколдин. По его словам, очередь на дилерство к «большой тройке» китайских брендов Chery, Haval и Geely достигает 1000 продавцов. По Haval ситуация лучше, чем с остальными марками, во многом благодаря тому, что модель Jolion в некоторых комплектациях подпадает под программы льготного автокредитования, признает топ-менеджер. «Китайский вопрос» планируется вынести на совет Ассоциации автодилеров (РоАД) в конце ноября, добавил он.
За прошедшие девять месяцев 2022 г. в России было заключено рекордное за последние четыре года количество дилерских контрактов с китайскими автоконцернами – 190, следует из данных «Автостата». Общее количество таких контрактов среди российских автодилеров достигло 827.
«Ведомости» направили вопросы в РоАД и Минпромторг. Представитель министерства сказал «Ведомостям», что обращения от автодилеров по данному вопросу не поступали.
Дилеры Geely не обращались с похожими заявлениями в компанию, говорит источник «Ведомостей», близкий к дистрибутору марки в РФ. Импортеры, по его словам, хоть и не снизили розничные цены после возвращения курсов к докризисным значениям, но поддержали клиентов за счет скидок вплоть до 750 000 руб. «Признаков того, что дилеры марки завышают цены, также не наблюдается», – добавил собеседник.
За последние три месяца Haval предприняла несколько последовательных шагов для коррекции цен на весь модельный ряд, а также для увеличения доступности автомобилей, сказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, с июня были снижены ставки по кредиту на покупку машины, а в сентябре компания понижала цены на ряд моделей вплоть до 500 000 руб., что позволило Haval Jolion участвовать в программе льготного автокредитования Минпромторга.
Спрос превышает предложение и компания делает все возможное, чтобы его удовлетворить, говорит представитель Chery. По его словам, машины между дилерами распределяются равномерно согласно региональным особенностям. «Что касается стоимости, то да, с одной стороны, изменился курс, а с другой – выросли логистические издержки и сам рынок диктует такие цены. Для управления конечной суммой в чеке потребителя у нас есть ряд маркетинговых программ, по которым клиент может получить значительную выгоду. В ближайшее время не в интересах потребителя, чтобы мы меняли подход», – подчеркивает собеседник.
Требованиях по оформлению салонов обусловлены «портретом клиента» и его высокими ожиданиями, добавляет представитель Chery. По его словам, дистрибутор не может допустить ситуации, при которой клиент столкнется с низким качеством обслуживания.
В октябре доля Lada на рынке была около 40%, всех китайских производителей совокупно – 30%, говорил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов 9 ноября. Самая большая доля среди компаний из КНР – у Chery: чуть больше 10%, у Haval – 8%, отметил аналитик. По его словам, корейские Hyundai и Kia тоже «пока держатся за счет больших складских запасов». «Плюс потихоньку набирает обороты параллельный импорт», – добавил он.
Доля китайских производителей на российском рынке продолжит расти в том числе за счет расширения модельного ряда, уверен Удалов. Он отмечает, что сейчас китайские производители присутствуют в основном в сегменте SUV (кроссоверы и внедорожники. – «Ведомости»). «Сегменты В и С практически пустуют, их закрывает только «АвтоВАЗ». У такси и каршеринга есть необходимость обновлять парки, и некоторые автопроизводители из КНР уже говорили, что предложат машины для таких сегментов в России», – сказал аналитик.
Даже если дилер не получает прибыль на продаже самой машины, он может заработать на установке дополнительного оборудования, финансовых и страховых продуктах, а также на бонусах от производителя за выполнение плана продаж и проведении маркетинговых акций, которые компенсируются производителем, напоминает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.