Natura Siberica предложит косметику в Катаре, Сингапуре и Израиле

Успеху в этих странах может помешать высокая конкуренция
Бренд Natura Siberica ранее был популярен в зарубежных странах
Бренд Natura Siberica ранее был популярен в зарубежных странах / Claudia Thaler / DPA / ТАСС

Производитель косметики Natura Siberica намерен выйти на рынки новых стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Как сообщил «Ведомостям» представитель этой компании, в первой половине 2023 г. она планирует начать продажи в Катаре, Сингапуре, Израиле и Палестине. Ведутся также переговоры с новыми партнерами в Малайзии и Ираке.

Сейчас продукция Natura Siberica продается за границей через дистрибуторов и торговые сети – как специализированные косметические, так и мультикатегорийные. Российская марка представлена в ритейл-сетях в восьми странах Ближнего Востока (Саудовской Аравии, Бахрейне, Иордании, ОАЭ и др.), а также во Вьетнаме, на Тайване, в Гонконге и Малайзии, сообщил представитель бренда.

В Катаре ее товары будут представлены в Lulu Hypermarket, Carrefour, а также в сетях аптек Al Tata Pharmacy и Kulud Pharmacy, знает дистрибутор, который занимается выводом косметики Natura Siberica в зарубежные страны. Он добавляет, что в Палестине российская компания планирует работать, в частности, с аптечными сетями Grand и Interpharm, в Израиле – с супермаркетами Yeinot Bitan, в Сингапуре – с известной в Азии сетью аптек Watsons, а также с продуктовыми магазинами Finest price и косметическим ритейлером Guardian.

Прирост оборота по странам Азии в этом году составил 64%, на следующий год запланирован рост в 155%, говорит представитель бренда. А по продажам в Саудовской Аравии компания за девять месяцев перевыполнила план на 60%, продажи в этой стране составили около 900 000 евро. По собственным данным компании, за три квартала 2022 г. общий оборот по восточному региону превысил 3 млн евро. А общий оборот международных продаж в этом году составляет более 20 млн евро (1,27 млрд руб. по текущему курсу), заявил представитель компании. При этом выручку группы компаний на отечественном рынке в Natura Siberica не раскрывают.

До 2021 г. Natura Siberica была одним из лидеров в производстве натуральной косметики в России. После смерти основателя группы Андрея Трубникова в январе прошлого года на доли компании стали претендовать сын Дмитрий и дочь Екатерина от первого брака, дочь Елизавета от второго брака и вдова Анастасия. В конце 2020 г. Трубников оценивал бизнес Natura Siberica в $500 млн, а в начале 2022 г. эксперты называли цифру в $70–100 млн. Выручка основных юрлиц – «Натура Сиберика» и «Первое решение» в 2020 г. суммарно составила 11 млрд руб., в 2021 г. – 9,3 млрд руб. (тогда часть магазинов закрывалась и останавливалось производство).

В январе 2022 г. гендиректором Natura Siberica был назначен Феликс Либ, который ранее работал в АФК «Система». Последнюю участники рынка называли потенциальным покупателем этого бизнеса. В марте первая жена Трубникова Ирина и его сын Дмитрий передали свои доли в компаниях в доверительное управление не известной до этого «Корпорации АГ», что участники рынка сочли подготовкой к продаже инвестору. В августе эта фирма действительно стала владельцем долей Ирины и Дмитрия Трубниковых, после чего третья жена основателя компании Анастасия подала ряд исков, оспаривая эти сделки. Эти заявления еще не дошли до стадии разбирательств по существу, следует из данных картотеки арбитражных судов. Пока в Natura Siberica не закончен корпоративный конфликт и есть риск оспаривания владения или сделок с долями, потенциальные инвесторы не рискнут входить в капитал компании, считает управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин.

«АФК «Система» считает Natura Siberica инвестиционно привлекательным бизнесом, в котором корпорация видит большой потенциал», – говорит ее представитель, но он отрицает, что она в данный момент владеет какими-либо активами Natura Siberica и как-либо связана с «Корпорацией АГ».

Раньше у компании были фирменные бутики, например в Прибалтике и Японии, но сейчас ее товары продаются только через дистрибуторов и торговые сети. В то время как инвестиции в один фирменный бутик в одной из стран Ближнего Востока (без закупки товара и программного обеспечения и без найма персонала) начинались бы от $125 000, говорит глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько.

Бренд Natura Siberica ранее был популярен в зарубежных странах – и понятно почему: он эффективно отыгрывает тренд на натуральность и ассоциируется у потребителей с редкими ингредиентами из Сибири, указывает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В Азии Natura Siberica будет сложно соперничать с местными производителями и с южнокорейскими марками, отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский. По его мнению, компания имеет шансы на успех там, если будет делать специальную линейку, учитывающую предпочтения покупателей из этих регионов. Кроме того, по мнению Бобровского, компании стоит активнее заниматься восстановлением продаж на внутреннем рынке и возвращением своей прежней аудитории, так как корпоративный конфликт нанес серьезный ущерб лояльности покупателей бренду. У Natura Siberica сейчас отличная возможность привлечь российских клиентов к себе на фоне перезапуска Lush под новой маркой, ухода британской марки Body Shop и американского бренда Bath & Body Works, а также неготовности части потребителей платить прежнюю премию зарубежным брендам натуральной косметики, например «Л’Окситан», считает Малахатько.