Рыбопромышленники могут уволить сотрудников в случае изъятия прав на добычу рыбы и краба

А в Росрыболовстве считают, что новая программа инвестквот стимулирует создание рабочих мест
Смена работодателя, постоянная миграция кадров и так свойственны рыболовной отрасли/ Юрий Смитюк / ТАСС

Перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. Об этом говорится в резолюции совместного собрания работодателей и профсоюзов рыбной отрасли от 12 декабря. «Ведомости» с этим документом ознакомились, его достоверность подтвердил представитель Российского союза работодателей-рыбопромышленников (РСРР).

Ранее Росрыболовство, РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, которое предусматривает запрет на увольнение больше 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (это означает, что из каждого подразделения можно увольнять не более чем по 10 человек каждый месяц).

Оно также декларирует обязательства по повышению зарплат сотрудникам. Но 27 октября этого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о втором этапе инвестиционных квот на добычу водных ресурсов. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2023 г. В его рамках будет перераспределено 24% квот на добычу минтая и сельди на Дальнем Востоке, 50% по вылову краба, а также 100% квот на вылов моллюсков. По оценкам авторов резолюции, речь идет о 633 500 т водных ресурсов на Дальнем Востоке. Под эти цели у 116 рыбопромышленных предприятий этого региона будут изъяты квоты на добычу рыбы и краба. А без возможности вести промысел более 140 судов будут простаивать, а работы лишится более 7000 человек, следует из резолюции совместного собрания работодателей и профсоюзов рыбной отрасли.

Начальник договорно-правового отдела АО «Океанрыбфлот» Елена Горячева на совещании работодателей рыбной отрасли с работниками заявила, что компания будет вынуждена уволить 800 человек из штата в 3100 человек.

Две стороны трехстороннего соглашения, а именно работодатели и профсоюз, уже инициировали переговоры с Росрыболовством о невозможности исполнения в полном объеме его конкретных пунктов, говорит вице-президент РСРР Герман Зверев. Поэтому авторы декларации настаивают на приостановке действия этого документа.

Горячева на совещании также заявила, что свои обязательства по нему нарушает и Росрыболовство, поскольку ведомство обязано принимать меры по обеспечению стабильности законодательства, в том числе касающегося распределения прав на добычу ресурсов.

В Росрыболовстве с авторами резолюции не согласны. Его представитель говорит, что второй этап программы инвестквот, наоборот, позволит не только сохранять рабочие места, но и способствует их увеличению за счет появления нового флота. Ранее ведомство заявляло, что в рамках этой программы инвесторы построят 8 рыбоперерабатывающих комплексов, 30 рыбопромысловых судов, 35 краболовов на Дальнем Востоке. В отрасль привлекут 300 млрд руб. субсидий, а доходы бюджета от аукционов составят 200 млрд руб. Также новые рабочие места создадут рыбоперерабатывающие предприятия, которые появятся в рамках данной программы, резюмирует представитель Росрыболовства.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (объединяет структуры Русской рыбопромышленной компании, «Русского краба» и «Норебо») Алексей Осинцев также не согласен с выводами, содержащимися в декларации. Он считает, что она дезинформирует работников отрасли. По его словам, в механизме инвестквот не предусмотрено одномоментное перераспределение ресурсов. До сдачи нового судна права на добычу сохраняются в пользовании текущих работодателей, а значит, для персонала ничего не меняется. Осинцев уверяет, что благодаря высокой маржинальности глубокой переработки на новых судах, наоборот, ожидается рост заработных плат. Не видят рисков и в группе «Норебо», передал ее представитель.

Смена работодателя, постоянная миграция кадров и так свойственны рыболовной отрасли, говорит один из рыбопромышленников. По его словам, экипажи на суда набираются на каждый новый рейс. Поэтому, даже если рассматривать такие крайние варианты, как закрытие отдельной компании, для рыбака это абсолютно не означает потерю рабочего места. Осинцев добавляет, что по итогам только первого этапа инвестквот будут в течение 5–7 лет созданы суда общей вместимостью около 11 000 человек. Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников указывает, что в настоящий момент в отрасли наблюдается дефицит кадров, так что даже при условии перераспределения квот работник просто сменит работодателя на другого, но не потеряет рабочее место.

Зверев обращает внимание на то, что из 36 рыбопромысловых судов и 7 краболовов, которые должны быть сданы к концу 2022 г., построено лишь 10 объектов (из них три краболова). Новые суда появятся не раньше 2026–2027 гг., прогнозирует он. Горячева на совещании работодателей и профсоюзов предложила перенести второй этап инвестиционных квот до завершения реализации объектов первого этапа, что позволит оценить эффективность самой программы.

Управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк считает, что Росрыболовству перед началом второго этапа программы инвестквот придется проработать и обосновать отсутствие возможных рисков сокращения количества рабочих мест. Иначе сама реформа не встретит поддержки у депутатского корпуса, поскольку сохранение занятости в текущей ситуации – одна из основных задач.