Производители прицепов просят увеличить субсидию для компенсации утильсбора

В противном случае цены на отечественную технику могут вырасти на 20–50%
Константин Чалабов / РИА Новости

Ассоциация «Спецавтопром» попросила председателя правительства Михаила Мишустина выделить в 2023 г. дополнительно 10 млрд руб. на выплату субсидий производителям прицепной техники. Письмо было направлено в середине декабря 2022 г. через главу комитета Госдумы по защите конкуренции Валерия Гартунга («Справедливая Россия»). «Ведомости» ознакомились с копией документа.

В «Спецавтопром» входит более 80 предприятий, выпускающих самоходную, специальную и дорожно-строительную технику. В письме указано, что субсидия предоставляется предприятиям «в размерах, равных утильсбору, который должна выплатить компания».

Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический. Он платится за каждое транспортное средство из расчета базовой ставки (для прицепов – 150 000 руб.), умноженной на коэффициент, зависящий от вида техники, массы, возраста и объема двигателя.

С начала 2023 г. ставки сбора были повышены в несколько раз («Ведомости» писали об этом 2 ноября). В частности, коэффициенты (на которые умножается базовая ставка) для новых полных прицепов, полуприцепов и прицепов с центральной осью выросли с 0,64 до 4, на такую же технику старше трех лет – с 8,05 до 13,5. В результате размер утильсбора для прицепов, по оценкам гендиректора «Спецавтопрома» Дениса Кудрявцева, увеличился «более чем в 6 раз».

Утильсбор повышается для защиты от демпинга импортеров, пояснял ранее Минпромторг. Российские производители платят его с 2014 г. Но тогда же для отечественных заводов ввели промышленные субсидии, которые де-факто компенсируют утильсбор.

«По предварительным данным, на выплату субсидии производителям прицепной техники в 2023 г. выделено в бюджете 2,5 млрд руб.», – сообщается в письме Мишустину. Но эти деньги, полагают в «Спецавтопроме», с учетом накопившихся у производителей прицепной техники долгов и повышения ставок утильсбора в 2023 г. «быстро закончатся». То есть ассоциация опасается, что выделенных на этот год в бюджете денег не хватит всем производителям. В пресс-службе правительства запрос «Ведомостей» переадресовали в Минпромторг.

Замглавы Минпромторга Альберт Каримов в ответном письме Гартунгу от 3 февраля (есть у «Ведомостей») указал, что на выплату субсидии в 2023 г. предусмотрено 12,5 млрд руб. «производителям как самоходной, так и прицепной техники». Представитель Минпромторга уточнил «Ведомостям», что «отдельного лимита на прицепную технику не предусмотрено».

Объем производства прицепов и полуприцепов в 2023 г., по оценкам «Спецавтопрома», составит более 20 000 единиц (+5%). На уплату утильсбора в этом году, по оценкам Кудрявцева, потребуется порядка 12,5 млрд руб.

Кудрявцев также напоминает, что Минпромторг еще не выплатил часть субсидий в рамках компенсации утильсбора за 2022 г., их планируется перечислить до конца февраля (это подтверждает представитель Минпромторга). На конец года предприятия не получили субсидий на 1,9 млрд руб. В письме в правительство говорится, что несвоевременная выплата субсидий провоцирует «тяжелое финансовое положение» предприятий, заставляя снижать объемы производства и давая возможность иностранным производителям занимать рынок. Сейчас на импортные прицепы и полуприцепы приходится, по оценкам ассоциации, порядка 35% рынка РФ, остальное занимает отечественная техника (ее выпускают полсотни предприятий).

Финансовый директор производителя полуприцепов «Грюнвальд» Наталья Валькова сообщила «Ведомостям», что компания не получила порядка 177 млн руб. промсубсидий за 2022 г. При этом само предприятие уже заплатило в бюджет 200 млн руб. утильсбора. По оценкам Вальковой, за 2023 г. компания должна будет выплатить около 1,2 млрд руб. утильсбора.

По ее словам, если предприятие не получит господдержку, цена на полуприцепы может вырасти в среднем на 600 000 руб., или около 20% без учета НДС. «Пока мы сохраняем цены на уровне прошлого года», – добавила она. Средняя цена прицепа, по данным «Спецавтопрома», составляет 4 млн руб.

Директор завода – производителя прицепов «ТТМ центр» Александр Кудинов также подтвердил «Ведомостям», что субсидии за 2022 г. не выплачены полностью. Из 135 млн руб. уплаченного утильсбора, по его словам, компенсировано лишь 70 млн руб. Топ-менеджер, так же как и Валькова, говорит о «неизбежном подорожании» прицепов, но не указывает, на сколько именно. Кудрявцев прогнозирует подорожание отечественной прицепной техники при отсутствии субсидий от 20 до 50% по разным видам.

Руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский называет предложения «Спецавтопрома» «адекватными». Отрасль, по словам эксперта, сейчас находится под давлением производителей конкурентов из стран Азии. «Увеличение поддержки отечественных заводов и стимулирование спроса на прицепы – это необходимое решение», – считает Бабанский. По его мнению, также правительству стоит задуматься над мерами ограничения импорта.

«Российские производители спецтехники оказались в сложной ситуации», – соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Поскольку у отечественных предприятий есть потребность в зарубежных запчастях (с поставкой которых возникают проблемы из-за санкций. – «Ведомости»), по мнению эксперта, это делает их менее конкурентоспособными по сравнению, например, с китайскими заводами. «Несмотря на непростую ситуацию с госбюджетом РФ, поддержка машиностроительных предприятий будет формировать хороший потенциал для роста экономики», – резюмирует эксперт.