Правительство разработало законопроект о едином операторе северного завоза

Эксперты опасаются быстрой перестройки системы перевозок без переходного периода
Правительство предложило в том числе назначить федерального координатора завоза и определить единого морского оператора / Пресс-служба правительства Камчатского края

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, который вводит регулирование северного завоза. Он опубликован на сайте палаты 22 февраля 2023 г. Проект определяет территории завоза, разделяет грузы на категории, устанавливает полномочия госорганов и т. д.

В пояснительной записке говорится, что из-за отсутствия системного подхода есть риски нарушения сроков доставки. Сейчас, по мнению авторов проекта, отсутствует полная статистика по объемам и маршрутам грузов. «Правительству и министерствам приходится применять «ручное управление», чтобы не допустить срыва поставок жизненно важных товаров», – отмечается в документе.

В 2021 г. на фоне восстановления экономики от коронавируса морской транспорт и стивидоры с трудом покрывали спрос. Во второй половине года в портах Приморья скопилось много контейнеров. Из-за этого возникли проблемы с северным завозом, возник дефицит товаров в отдаленных регионах – Магаданской области, на Чукотке и др. («Ведомости» писали об этом 30 ноября 2021 г.).

В итоге в мае 2022 г. президент РФ Владимир Путин поручил определить единого оператора и представить предложения по субсидированию кредитов для северного завоза.

В законопроекте предложено выработать критерии определения регионов северного завоза. Также правительство предложило назначить федерального координатора завоза и определить единого морского оператора.

Также будет создана федеральная государственная информационная система (ФГИС) мониторинга северного завоза. Она будет обрабатывать и анализировать информацию о движении грузов и выявлять риски сбоев.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, на ФГИС «Северный завоз» выделят 819,5 млн руб. (в 2024 г. – 176,3 млн руб., в 2025 г. – 314,1 млн руб., в 2026 г. – 329,1 млн руб.). После ввода в эксплуатацию обслуживание ФГИС оценено в 24,7 млн руб. в год.

По словам директора АНО «Инфокультура» Ивана Бегтина, срок создания новой ФГИС и затраты сильно зависят от ее функциональности. «Не понятно, будут ли в нее включены системы поставок, закупок, управления имуществом, логистикой, а также как и с чем она будет интегрирована», – отметил Бегтин. Разработка может занять от трех месяцев до года, добавил он.

Стоимость разработки ГИС – «от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов рублей», сказал Бегтин. По его словам, есть и такие системы, которые обошлись в несколько миллиардов рублей, например порталы госзакупок или госуслуг. «Масштаб этой ФГИС меньше, но и аппетиты разработчиков растут», – добавил эксперт.

Законопроект предлагает разделить грузы северного завоза на три категории. Первая – необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения; вторая – грузы для государственных и муниципальных нужд; третья – все иные.

Еще один законопроект регламентирует создание и содержание сооружений для грузов северного завоза, а также для приоритетной обработки грузов в портах и на железной дороге. Он обяжет линейных морских перевозчиков обеспечивать приоритетную транспортировку, а также приоритет грузов северного завоза перед иными перевозками, кроме воинских железнодорожных.

Оба закона должны вступить в силу 1 сентября 2023 г.

Предусматриваются субсидии из федерального бюджета на ФГИС «Северный завоз», на возмещение компаниям доходов, недополученных из-за льготных тарифов на перевозки грузов, а также на содержание инфраструктуры и на кредиты на закупку грузов жизнеобеспечения.

РЖД на возмещение издержек от льготных тарифов на перевозку моторного топлива из бюджета будут выделять 1,7 млрд руб. в год. Юрлица за скидки на перевозку грузов северного завоза между Большим портом Санкт-Петербург или Мурманском во Владивосток или в порт Восточный и обратно, а также на расходы на судозаход в порты получат 560 млн руб. в год. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях – 2,2 млрд руб. в год.

Расходы бюджета на содержание и ремонт инфраструктурных объектов северного завоза в 2026 г. оцениваются еще в 7,4 млрд руб. (внутренние водные пути, автодороги, аэродромы в федеральной собственности).

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов считает ключевым аспектом законопроекта именно ФГИС. По его мнению, планирование и распределение грузов на три года вперед должно «исключить риски просчетов». Важным аспектом он также считает возможность более тесного взаимодействия властей регионов и частного бизнеса.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отметил, что законопроект не решит все проблемы, но создаст платформу для дальнейших решений на уровне правительства России, регионов, бизнес-сообщества.

Что такое северный завоз

Северный завоз – ежегодные поставки жизненно важных товаров на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока перед зимой. Прежде всего доставляют продовольствие и нефтепродукты. По данным Минтранса, в 2021 г. на территории северного завоза внутренним водным транспортом было направлено 16,89 млн т грузов (15,32% от всех перевозок по рекам), морским транспортом – 8,59 млн т (36,96%).

Горбунов считает, что необходимо поднять разговор о переходном периоде для реализации столь амбициозных задач, а также более детально прописать ответственность властей регионов за недостижение целей законопроекта. По мнению директора консультационной компании «Гекон» Михаила Григорьева, проработки требует вопрос об определении морского оператора, так как завоз идет в том числе и за пределами Севморпути (его оператором уже назначен «Росатом». – «Ведомости»).

Член общественного совета Минвостокразвития, профессор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Юлия Зворыкина отмечает, что для создания единого оператора северного завоза необходимо найти компанию, компетентную не только в морских и речных перевозках, но и в воздушном, автомобильном транспорте, способную организовать мультимодальные перевозки.

Зворыкина напоминает, что ранее были попытки наделить функциями оператора морского перевозчика, но это не имело успеха. «Функцию можно передать «Росатому», которому поручено развитие Севморпути, и не только», – считает эксперт.

Иванкин полагает, что госкорпорация может привлекать транспортные компании, а также проводить единую тарифную политику и станет получателем ассигнований для компенсации разницы между текущим и регулируемым тарифом. По его оценкам, по некоторым маршрутам разница может достигать 10–15%.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников считает, что снижения тарифов ожидать не стоит, но темпы их роста могут снизиться. По его оценке, обслуживание завоза обойдется в 2 млрд руб. ежегодно, а подготовка инфраструктуры – примерно в 8 млрд руб.

В «Росатоме» не ответили на вопросы «Ведомостей» на момент сдачи материала. «Ведомости» отправили запросы в РЖД, Минвостокразвития, Минфин, Минэк, а также в крупнейшие компании, работающие в макрорегионе.