«Газпромбанк лизинг» станет совладельцем кикшеринга «Юрент»

Лизинговая компания даст деньги на покупку 85 000 электросамокатов
«Юрент»

«Газпромбанк лизинг» ведет переговоры с кикшеринговым сервисом «Юрент» о вхождении в капитал компании. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника, близких к сторонам переговоров. По словам одного из них, лизинговая компания получит долю в «Юренте», профинансировав покупку 85 000 электросамокатов для сервиса. Другой источник уточняет, что поставки самокатов в рамках сделки будут осуществляться в течение трех лет: 35 000 шт. – в 2023 г., еще по 25 000 – в 2024 и 2025 гг.

Размер доли, которую может получить входящая в группу Газпромбанка (ГПБ) лизинговая компания в кикшеринге, собеседникам «Ведомостей» не известен. Рыночная стоимость электросамоката Segway Ninebot, которые использует «Юрент», составляет от 75 000 до 90 000 руб., но массовая закупка «будет проходить по нижней границе диапазона», отмечает один из собеседников. Таким образом, суммарные инвестиции структуры ГПБ в кикшеринговую компанию могут составить порядка 6,4 млрд руб.

В начале 2022 г. оператор сотовой связи МТС вложил в «Юрент» 740 млн руб., получив 11,78% компании. Еще 650 млн руб. инвестировал в компанию венчурный фонд VEB Ventures группы ВЭБ.РФ. Он получил 11,04% в кикшеринговом операторе. Привлеченные средства компания собиралась направить на покупку самокатов, развитие инфраструктуры проката в новых городах, открытие новых сервисных центров.

Вероятно, в результате сделки структуры ГПБ получат долю в 40–45%, а оценка компании составит порядка 15 млрд руб., считает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. «Газпромбанк не будет претендовать на долю более 50%, так как вряд ли хочет управлять компанией. Скорее он планирует выступать крупным инвестором», – полагает он. Логично, что инвестором может выступить лизинговая «дочка» банка, она сможет, например, брать самокаты в лизинг у производителей, продолжает Делицын.

В январе 2023 г. сооснователи «Юрента» Андрей Азаров и Иван Туринге говорили в интервью «Ведомостям», что до 10% клиентов компании пользуются подпиской МТС Premium. Кроме того, кикшеринговый сервис и сотовый оператор вместе делают базовый модуль контроля за электросамокатом, поскольку у МТС большой опыт в области разработки устройств интернета вещей, отмечали собеседники «Ведомостей».

«Мы ведем переговоры с разными игроками, которые верят в значительный рост рынка микромобильности в ближайшие годы», – сказал «Ведомостям» представитель «Юрента». В том числе, по его словам, сейчас обсуждаются «различные форматы» банковского финансирования, которое позволит компании увеличить парк электросамокатов как минимум вдвое.

На конец 2022 г. у «Юрента» было более 85 000 самокатов. Финансовые показатели головной компании сервиса ООО «Юрентбайк.ру» по РСБУ за 2021 г.: выручка – 1,4 млрд руб., чистый убыток – 78,1 млн руб.

«Газпромбанк лизинг» рассматривает возможность активного участия в развитии рынка кикшеринга, сказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, экологичный городской транспорт стремительно развивается через рынок кикшеринга или другой транспорт «последней мили».

Сервис кикшеринга «Юрент»

ООО «Юрентбайк.ру» – сервис по аренде электросамокатов. Совладельцы (данные «СПАРК-Интерфакса»): Ольга Стефанюк (29,52%), ООО «Урбан мобилити» (18,76%), ПАО «МТС» (11,78%), ООО «ВЭБ венчурс» (11,04%), Андрей Азаров (8,78%), Вячеслав Ушаков (4,23%), Михаил Гейшерик (3,22%), Андрей Калинин (2,92%), Андрей Виноград (1,39%).
Парк компании насчитывает свыше 85 000 самокатов более чем в 114 городах. «Юрент» запущен в конце 2018 г. в Краснодарском крае Андреем Колесником. В Москву и другие города России сервис пришел в 2020 г.

«Мы видим большой запрос на трансформацию городской среды в сторону более комфортной и доступной, востребованность нового более экологичного транспорта, и кикшеринг этот запрос удовлетворяет как для жителей города, так и для администраций», – продолжает представитель «Юрента». По его оценке, с учетом темпов роста кикшеринга в предыдущие годы, развития инфраструктуры и принятых поправок в Правила дорожного движения (ПДД) рынок микромобильности в ближайшие годы вырастет «как минимум вдвое».

С 1 марта 2023 г. в России вступают в силу изменения в ПДД, касающиеся электросамокатов, гироскутеров и сигвеев, которые теперь получили особый статус средств индивидуальной мобильности. Их максимальная скорость ограничивается 25 км/ч. До марта человек на электросамокате считался пешеходом.

Объем рынка кикшеринга в России вырастет к 2025 г. втрое к результату 2022 г. и достигнет 39,5 млрд руб., подсчитал в своем исследовании рынка этих услуг профильный портал «Трушеринг». Чуть более чем в 3 раза вырастет и количество поездок на электросамокатах – до 337 млн. К 2025 г. общий парк кикшеринговых сервисов составит 439 000 самокатов против 192 000 к концу 2022 г.

Операторы кикшеринга активно привлекают финансирование через частные инвестиции или публичное размещение. Так поступил, например, Whoosh, который в ходе IPO в 2022 г. привлек 2,1 млрд руб. Это примерно в 2 раза меньше, чем планировала компания, но менеджмент счел размещение успешным («Ведомости» писали об этом 15 декабря 2022 г.). Полученные средства компания будет в последующие несколько лет вкладывать в расширение парка электросамокатов, говорили аналитики.

«Юрент» динамично развивается, растет и сейчас действительно находится в поиске новых партнеров. Группа ВЭБ со своей стороны поддерживает привлечение новых партнеров в проект, размер доли группы будет определен по итогам договоренностей», – сказал «Ведомостям» представитель ВЭБ.РФ.

Двукратный рост парка самокатов позволит «Юренту» выйти в новые регионы, однако это не приведет к перенасыщению рынка даже с учетом наличия сильных конкурентов, считает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Текущий объем рынка микромобильности в российских городах точно не выбран, говорит она. «По разным оценкам, к 2025 г. суммарный парк увеличится где-то от 1,5 до 3 раз, что говорит о том, что даже при отсутствии новых городов компании рассчитывают на эту долю», – сказала эксперт.