Автодилерам могут запретить продажу машин дороже рекомендованной цены

Это может породить черный рынок по перепродаже автомобилей
Андрей Гордеев / Ведомости

Депутат от КПРФ Олег Лебедев 17 февраля 2023 г. внес в Госдуму (ГД) проект поправок в закон «О торговле» (З81-ФЗ), обязывающих дилеров продавать автомобили по рекомендованной розничной цене (РРЦ). Документ размещен в системе обеспечения законодательной деятельности ГД.

Кроме того, в проекте предполагается установить запрет для дилеров на установку дополнительного оборудования на автомобиль до продажи его конечному покупателю. Это должно исключить случаи навязывания опций приобретателю транспортного средства, следует из поправок.

«На фоне изменяющейся экономической и политической обстановки производители транспортных средств в 2021 г. увеличили рекомендованные цены на свою продукцию от 18 до 40%. В 2022 г. цены производителей продолжили стремительный рост, динамика составила 19%», – говорится в пояснительной записке к документу. Дилеры стали навязывать клиентам дополнительные опции, в результате чего машину с РРЦ в 1 млн руб. стало нельзя купить дешевле 1,8–2 млн руб. При этом в рекомендованную производителем цену уже заложена стандартная прибыль дилера, подчеркивается в записке.

Как пояснил «Ведомостям» Лебедев, законопроект не является политическим, он направлен на защиту потребителей среднего класса. По словам депутата, проект был разработан после многочисленных обращений граждан из регионов, от которых избран депутат (избран по списку от Тульской области. – «Ведомости»). Международный опыт показывает, что разумное сочетание рыночных подходов с регулированием правил для торговли пойдет на пользу покупателю, добавил Лебедев.

РРЦ на автомобиль устанавливается заводом-изготовителем либо его представителем в стране, где продается данная машина, – импортером или дистрибутором. Размер накрутки дилера на конечную стоимость машины в салоне может составлять от 10 до 30% от РРЦ, оценивало в прошлом году аналитическое агентство «Автостат». Исполнительный директор агентства Сергей Удалов в беседе с «Ведомостями» сказал, что уровень текущего превышения реальных цен над РРЦ ему не известен.

Средневзвешенные цены (с учетом занимаемой доли рынка) на новые легковые машины в 2021–2022 гг. выросли на 18 и 17% соответственно, достигнув 2,33 млн руб. на конец прошлого года, следует из данных «Автостата». Причиной в обоих случаях стало ограниченное предложение. Но в 2021 г. оно было обусловлено дефицитом микроэлектроники у автозаводов, а в 2022 г. – массовым исходом зарубежных брендов из России после начала СВО на Украине.

В 2022 г. на рынке была паника и прецеденты злоупотребления ценами действительно были, признает председатель совета директоров «БН-моторс», вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин. Но в текущий момент такое регулирование уже неактуально, считает он. «На рынке кроме продукции «АвтоВАЗа» нет бюджетных машин. Китайские автомобили стоят более 2 млн руб., большого спроса на них нет, и навязать покупателю ничего невозможно», – поясняет Подщеколдин. По его словам, «БН-моторс» продает машины по РРЦ и предлагает покупателям по желанию приобрести допоборудование.

Законопроект не отражает сути происходящего в секторе, говорит директор розничных продаж «Авилона» Ренат Тюктеев. По его словам, дилерская маржа на автомобили сейчас варьируется от 4 до 6% и с нее нужно оплатить финансирование стоков по ставке 8–10%, заплатить аренду, зарплату сотрудникам и налоги.

«Что касается навязывания допоборудования, то проблема стояла остро у так называемых серых дилеров около года назад после скачка цен на машины, а спустя четыре месяца от проблемы не осталось и следа, спрос упал. Установка допоборудования после выдачи нового автомобиля неудобна покупателю в первую очередь, получить доукомплектованный автомобиль надо сразу, а не потом. Навязывания этих услуг сегодня не происходит, покупателю предоставлен широкий выбор моделей и дилеров. Покупка происходит там, где цена выгоднее», – объяснил Тюктеев.

Ландшафт на авторынке сильно поменялся, замечает Удалов. По его словам, сейчас РРЦ фактически потеряла смысл, поскольку на оставшуюся продукцию ушедших марок она недействительна, а запрашивать у продавца себестоимость техники, привезенной по параллельному импорту, бессмысленно. Поправки могут иметь силу только для «АвтоВАЗа» и официальных китайских импортеров, резюмировал эксперт.

«Вряд ли стоит направлять на это усилия. Коммерческие компании все равно будут стремиться устанавливать цены, соответствующие рынку. Да и автомобиль не предмет первой необходимости, чтобы на него регулировать цену», – добавил Удалов.

Подщеколдин считает, что предлагаемая законодательная инициатива бессмысленна и принята не будет. «Основа формирования цены – не дилер, а производитель. Нужно просто начать выпускать автомобили. И лучше принимать законы, которые будут способствовать развитию производства», – подчеркнул он.

Продажи новых легковых машин, по данным «Автостата», в январе – феврале 2023 г. снизились на 45% в годовом выражении до 101 400 шт. Из них 40% приходится на Lada и 36% – совокупно на китайские бренды. С точки зрения происхождения проданных в феврале автомобилей 40% от 56 148 машин пришлось на импорт: 29% – на официальный и 11% – на параллельный, в том числе на ввоз физлицами.

В России очень зрелый рынок новых автомобилей и зрелый потребитель, считает руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков. «На таком рынке покупатель и продавец сами отрегулируют свои отношения, а внешнее регулирование лишь создаст еще одну прослойку желающих купить по РРЦ дефицитный автомобиль и потом продать его на вторичном рынке подороже. В итоге маржа за него перекочует от дилера в карман ловкого предпринимателя, который наверняка потом опять поделится ею с дилером, чтобы иметь возможность без очереди выкупить автомобиль», – полагает эксперт.

Потребитель порадуется этому регулированию, но с очень высокой вероятностью также купит автомобиль по цене значительно выше РРЦ уже у посредника, говорит Казачков. Если в стране будет сохраняться дефицит востребованных марок автомобилей и дилеры будут теми, у кого они будут в наличии, то они найдут способ при любом регулировании заработать то, что считают справедливым для себя, резюмировал он.

В «Рольфе» отказались от комментариев. «Ведомости» направили вопросы в ФАС и Минпромторг.