Спрос на фотоаппараты для моментальной печати упал на треть

Поставки в Россию такой техники в 2022 году впервые за пять лет составили меньше 100 000 шт.
Eric Ward / Unsplash

Продажи фотоаппаратов с функцией моментальной печати в 2022 г. снизились на 32% – со 138 700 до 93 700 шт. Речь идет, например, об устройствах марок Fujifilm, Kodak и Polaroid. Это следует из статистики Национальной системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», с которой ознакомились «Ведомости».

Источник в одном из интернет-ритейлеров электроники подтвердил падение продаж таких фотоаппаратов в 2022 г. по сравнению с 2021 г., назвав схожие цифры. По его данным, за год было продано менее 100 000 шт. таких фотоаппаратов. По данным еще одного источника «Ведомостей», близкого к крупному ритейлеру, поставки в Россию в прошлом году впервые за пять лет упали ниже 100 000 шт.

В денежном выражении продажи также сократились, следует из статистики «Честного знака». Так, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. продажи упали на 14% до 590 млн руб. Наиболее востребованными марками у россиян стали Fujifilm (91,40%), Kodak (4,5%), Lomography (1,4%), Polaroid (0,27%), Canon (0,18%). Лидерами по продажам моментальной фототехники в 2022 г. стал Приморский край, где на 1000 человек пришлось 10,8 единицы продукции, затем Санкт-Петербург (3,5 фотоаппарата) и Москва (2,2), говорится в исследовании компании.

Мода на ломографию (фото с моментальной печатью) последовательно сходит на нет, сейчас такая техника скорее нишевая продукция для вечеринок, рассуждает заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов. Падение спроса объясняется и давлением смартфонов на рынок фототехники, добавляет он: на сегодняшний день качество фотографий некоторых смартфонов может конкурировать с профессиональной техникой, не говоря уже о моментальных камерах.

«Моментальные фото – это в основном свадебный сегмент, – рассуждает управляющий партнер ивент-агентства Ezhevika Янина Яворская. – Праздники в этом сегменте сократились на фоне СВО. Многие, например, только расписывались, отложив торжество до лучших времен. И хотя деловая активность в столице находится на подъеме, на конференциях, клиентских мероприятиях, корпоративах такую технику используют редко».

По словам Юсупова, многие покупатели выбирали подобную категорию фотоаппаратов в качестве подарков. А в последний год на фоне сокращения ассортимента и снижения доступности некоторых марок в рознице и на интернет-площадках пользователи переключили свое внимание на умные колонки, которые примерно сопоставимы по цене с фотоаппаратами моментальной печати, рассуждает эксперт.

Но маркетплейсы, напротив, не отмечают падения спроса на моментальную фототехнику, хотя и видят смещение интереса покупателей к более дешевым игрушкам для детей.

На Ozon штучные продажи фотоаппаратов моментальной печати в 2022 г. остались на уровне 2021 г., но внутри сегмента произошло перераспределение спроса, сообщил представитель маркетплейса. «Если в 2021 г. в предпочтениях россиян преобладали «взрослые» камеры известных брендов, то в 2022 г. ассортимент онлайн-площадки существенно расширился детскими фотоаппаратами моментальной печати. В прошлом году в топ-5 прочно вошли устройства брендов Lumicube, Print camera и Leilam, которые производят преимущественно детскую технику», – перечисляет он. При этом неизменным лидером продаж на Ozon были фотоаппараты бренда Fujifilm, а замыкали топ гаджеты Kodak.

Продажи этой категории техники на Wildberries выросли на 114% год к году в денежном выражении и на 180% в штуках, сообщил представитель онлайн-площадки. «Среди наиболее востребованных у покупателей брендов такой техники – Fujifilm, Kodak и Polaroid, их приобретают энтузиасты и фотолюбители, готовые тратить деньги на любимое хобби. А более бюджетные модели часто выбирают родители в подарок для детей», – привел пример он.

На фотоаппараты моментальной печати, как и на смартфоны, планшеты, принтеры и многие другие категории электроники, спрос действительно снизился, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. На камерах сказалось то, что подобные гаджеты используются скорее в качестве развлечения, а не как инструменты для профессиональной работы, рассуждает он. Те пользователи, у которых уже была мощная камера на смартфоне, скорее будут пользоваться ею, а более опытные пользователи предпочтут купить качественный агрегат. На спрос на фотоаппараты моментальной печати сильно повлияло общее снижение уровня жизни населения, когда пользователи стали меньше тратить деньги на развлечения, и в 2023 г. ситуация, скорее всего, сохранится, прогнозирует он.

В 2023 г. спрос на фотоаппараты с функцией моментальной печати продолжит снижаться и не превысит 60 000 единиц, прогнозирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Можно констатировать, что развитие цифровых технологий обработки изображений, в том числе с использованием нейросетей, делает мгновенную печать ограниченно востребованной опцией, отмечает он.