Более 70 европейских компаний примут участие в совместных закупках газа

Механизм может противоречить антимонопольным законам и не позволит исключить поставки российского СПГ
JOE KLAMAR / AFP

Еврокомиссия (ЕК) объявила первый международный тендер на совместную закупку газа на запущенной в апреле энергетической платформе Евросоюза (ЕС) AggregateEU, сообщил 10 мая зампредседателя ЕК Марош Шефчович. По его словам, заявки на участие в тендере уже подали 77 европейских компаний, которым необходимо в общей сложности 11,6 млрд куб. м газа. «Потребность в СПГ составляет примерно 2,8 млрд куб. м, а для доставки по трубопроводу требуется почти 9,6 млрд куб. м», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Замглавы ЕК при этом пригласил принять участие в тендере и подать свои заявки на обслуживание этих европейских клиентов «всех надежных международных поставщиков». Шефчович уточнил: первый раунд торгов будет открыт до 15 мая и охватывает поставки газа с июня 2023 г. по май 2024 г. Всего для участия в совместных закупках газа через недавно созданный механизм AggregateEU, по словам Шефчовича, зарегистрировались 107 компаний.

Внеочередной Совет ЕС по энергетике согласовал регламент о совместных закупках газа 24 ноября 2022 г. При этом он принял решение исключить из тендерного механизма топливо, поставляемое из России. Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон уточняла тогда, что минимальный объем совместных закупок газа на 2023 г. составит 13,5 млрд куб. м, или 15% от объема национальных хранилищ газа стран ЕС.

О запуске платформы AggregateEU ЕК сообщила 25 апреля этого года. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поясняла, что с этой даты европейские компании могут делать заявки на закупку необходимых объемов газа. «Мы объединим наш спрос и будем использовать нашу силу коллективных переговоров для улучшения цен для потребителей», – отмечала она.

Агрегация спроса открыта как для потребителей газа, так и для компаний, продающих его, из всех стран ЕС и Энергетического сообщества (Албании, Боснии и Герцеговины, Грузии, Косова, Молдавии, Черногории, Северной Македонии, Сербии, Украины). Украина, Молдавия и Сербия уже выразили заинтересованность в участии.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что поставщиками газа в рамках совместных закупок станут трейдинговые структуры крупных европейских компаний – британской BP, британско-нидерландской Shell, итальянской Eni и т. д. Аналитик напоминает, что сейчас в ЕС фактически есть четыре поставщика трубопроводного газа – Россия, Норвегия, Азербайджан и Алжир.

Несколько увеличить поставки трубопроводного газа, по мнению Юшкова, может Норвегия, если снизит продажи на спотовом рынке. Азербайджан, по его оценкам, не сможет существенно увеличить экспорт в Европу, так как соответствующие трубопроводные мощности почти полностью загружены. Азербайджан экспортирует газ по Южному газовому коридору, который включает газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум, Трансанатолийский и Трансадриатический газопроводы. В январе президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил, что республика планирует нарастить экспорт газа в Европу примерно до 12 млрд куб. м (с 11,5 млрд в 2022 г., т. е. примерно на 4%).

Юшков при этом предполагает, что под поставками трубопроводного газа могут подразумеваться также и поставки СПГ в том случае, если эти объемы будут законтрактованы не на морском СПГ-терминале, а в газообразной форме «в странах в глубине ЕС». При этом крупнейшими поставщиками СПГ в ЕС являются США и Россия, напоминает аналитик.

По мнению управляющего партнера юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, совместные закупки газа ЕС похожи на формирование картеля, что может противоречить антимонопольному законодательству и уже «вызывает противоречивые разговоры среди участников рынка, и в первую очередь экспортеров газа по долгосрочным контрактам». Он напоминает, что ЕК мотивирует введение механизма пользой для внутреннего рынка, а именно возможностью снизить цены на топливо. «Но по сути все сводится к тому, что в законодательстве могут появиться лакуны, с помощью которых можно вручную влиять на цены в период особых пиков», – отмечает юрист.

Говорить о том, что механизм совместных закупок позволит ЕС снизить цену на газ, пока преждевременно, считает Юшков. «Это может создать излишнюю конкуренцию за газ и толкнуть цены вверх», – допускает он.

Проблемы с поставками газа и резкие ценовые скачки начались в ЕС после того, как Россия стала снижать прокачку на фоне усиления санкционного давления из-за СВО на Украине весной 2022 г. В марте 2022 г. спотовые цены на наиболее ликвидном хабе TTF в Нидерландах достигали исторического максимума в $3900 за 1000 куб. м, затем скорректировались вниз, но оставались до конца года аномально высокими (в районе $1000).

Они приблизились к норме лишь в начале мая 2023 г., на торгах 10 мая стоимость июньского фьючерса снизилась до 35,06 евро за 1 МВтч, или около $398 за 1000 куб. м (падение на 2,4% к предыдущей торговой сессии). По расчетам «Ведомостей» на основе данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), в начале мая из-за СВО на Украине, антироссийских санкций и диверсии на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» (так и не был запущен) Россия в среднем поставляла в ЕС по трубопроводам 67 млн куб. м газа в сутки против 308 млн куб. м в начале мая 2022 г. Экспорт российского газа в Европу сейчас ведется лишь по двум маршрутам – по одной из веток «Турецкого потока» (на 10 мая прокачано 30,5 млн куб. м) и транзитом через Украину (40,6 млн куб. м). Прокачка по газопроводу Ямал – Европа в направлении ЕС не осуществляется с конца 2021 г.

При этом энергокризис, связанный с дорожающим газом, начал развиваться в ЕС еще в 2021 г. Причинами стали форсирование энергоперехода на зеленые источники энергии, низкий уровень заполненности европейских ПХГ и падение выработки ветряных электростанций (ВЭС) из-за безветренной погоды.

Программа по постепенному отказу от российского газа предполагает снижение спроса на газ в ЕС на 15% с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г., строительство инфраструктуры по покупке СПГ и ряд других мер, включая совместные закупки и установление временного ценового коридора на газ для того, чтобы исключить завышение цен на него.

В июне 2022 г. Совет ЕС также утвердил регламент о заполнении ПХГ, согласно которому начиная с 2023 г. к 1 ноября хранилища стран – членов ЕС должны быть заполнены как минимум на 90%.