Минсельхоз планирует наладить поставки говяжьих желудков в Китай

Спрос на них там гораздо выше, чем в России
Сергей Фадеичев / ТАСС

Российские производители говядины могут получить право на поставки в Китай новых видов говяжьих субпродуктов, в первую очередь желудков. Соответствующий вопрос обсуждался с представителями китайского правительства в Минсельхозе на совещании 2 августа. Об этом «Ведомостям» рассказали два его участника. На самой встрече присутствовали такие компании, как «Мираторг», «Заречное» и «Великоновгородский мясной двор» (ВНМД). В Минсельхозе на запрос не ответили. Так же поступили и в «Мираторге», ВНМД, а также в правительстве Китая. Представитель Россельхознадзора подтвердил, что «работа по получению права поставок дополнительных видов говяжьих субпродуктов на рынок Китая» действительно ведется.

На данный момент в эту страну из России можно поставлять говядину, а также отдельные виды субпродуктов (ноги без копыт, сухожилия, жилы, пенисы), пояснил представитель ГК «Заречное». Но с 2022 г., по его словам, Россельхознадзор пытается включить в этот список еще и желудки, почки, сердце и другие части говядины.

На совещании в Минсельхозе обсуждался вопрос поставок именно желудков как наиболее востребованного продукта, уточнил собеседник «Ведомостей». За пять месяцев 2023 г., по данным аналитического агентства «Имит», российские фермеры экспортировали 14 300 т говядины и говяжьих субпродуктов, что на 8% ниже, чем было в аналогичный период годом ранее. 68,1% этого объема пришлось на Китай. При этом конкретно говяжьих субпродуктов в январе – мае 2023 г. в страны дальнего зарубежья отгрузили 1696 т. Расширение списка доступных для поставок частей говядины за счет желудков поможет нарастить экспорт на 250–300 т в год, подсчитали в ГК «Заречное».

В 2022 г. российские производители поставили в Китай говяжьих субпродуктов на $5 млн, приводит цифры старший аналитик AD Libitum Андрей Соколов. По его оценкам, расширение ассортимента позволило бы в перспективе нарастить экспорт до нескольких десятков миллионов долларов.

Руководитель Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин связывает популярность говяжьих желудков и других субпродуктов в китайской кухне с тем, что до недавнего времени из-за низкого уровня доходов большой массы населения в пищу шли все части скота. Сейчас культура потребления в этой стране становится все более европеизированной и смещается в сторону классического мяса, что, впрочем, не исключает сохранения спроса и на субпродукты, поясняет Юшин. В НМА оценивают китайский рынок говяжьих желудков в 50 000 т. Обеспечить его в полном объеме не сможет ни одна страна, так что КНР активно ищет новых поставщиков, говорит эксперт. Он добавляет, что сейчас основные отгрузки осуществляются из США и Новой Зеландии.

Спрос внутри Китая на субпродукты выше, чем производят местные компании, а это ведет к росту стоимости таких товаров, говорит исполнительный директор агроконсалтинговой компании «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. По его словам, в этой стране они могут стоить в 2–3 раза дороже, чем в России. На сайте российского агропромышленного сервера говяжьи желудки сейчас предлагают по оптовой цене от 45 руб. за 1 кг. Китайские покупатели, по словам Юшина, готовы давать «премиальную цену». Точные значения он назвать затруднился, поскольку пока идут переговоры о допуске на рынок. 

Субпродукты говядины реализуются и в России, но спрос на них со стороны конечных покупателей несоизмеримо меньше, чем в Китае, отмечает Корнеев. Производители либо выпускают из них корм для кошек и собак, либо продают мясопереработчикам, использующим их в рецептуре своей продукции. 

Любые экспортные поставки положительно сказываются на рентабельности бизнеса, поскольку вывозится продукция, которая не пользуется спросом внутри страны, по цене выше, чем на российском рынке, говорит Юшин. А это, по его словам, способствует стабилизации цен на остальные части туши. Он приводит пример куриных лапок, которые активно поставляются птицеводами в Китай: в случае отсутствия такой возможности недополученную прибыль пришлось бы закладывать в цену мяса бройлера для российских потребителей. Экспорт субпродуктов действительно поможет повысить маржинальность бизнеса, считает Корнеев. Но это не ключевой момент. По его словам, рентабельность хозяйств все равно зависит от эффективности продаж основного продукта – мяса. 

Для поставок говядины и субпродуктов на экспорт сейчас аттестованы лишь четыре российских игрока, заявили в Россельхознадзоре, не назвав их. Источник «Ведомостей», принимавший участие в совещании, говорит, что в число этих компаний входят «Мираторг» и «Заречное».