Москва и Бишкек договорились о редкой свободе для авиакомпаний

Российским перевозчикам разрешили летать в Китай с посадкой в Киргизии
Василий Шитов / ТАСС

Россия серьезно расширила авиасообщение с Узбекистаном и Киргизией, следует из протоколов, опубликованных на сайте Росавиации. С 12 сентября российские перевозчики (какие именно, не уточняется) получили право летать из российских городов в киргизские Бишкек, Ош, Тамчи (расположен рядом с озером Иссык-Куль) с промежуточной посадкой в Алма-Ате (Казахстан), а затем в один из городов Китая, за исключением Пекина, Урумчи и Тяньцзиня, следует из документов.

Киргизские авиакомпании, в свою очередь, смогут летать из аэропортов своей страны в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Краснодар и другие города с промежуточной посадкой в третьих странах (по согласованию с российскими властями), а также с последующим вылетом из России в пункты третьих стран.

Из протоколов следует, что речь идет о введении пятой свободы воздуха, которая позволяет осуществлять перелеты из России в третьи страны через Киргизию и, наоборот, из Киргизии через Россию в третьи страны. Но такие перелеты – по пятой свободе – через Москву или Бишкек ограничиваются 10 рейсами в неделю для каждой стороны соглашения.

Пятая свобода воздуха для России – нечастый эксперимент. Такой режим получали аэропорты Владивостока (с 2012 г.), Сочи (с 2014 г.), Калининграда (с 2021 г.) и Улан-Удэ (с 2017 г.). Но существенного эффекта на пассажиропоток это не оказало. Для пятой свободы необходимо и согласование третьих стран, куда дальше будут летать авиакомпании после первой посадки. Авиавласти государств с сильными национальными перевозчиками на такое соглашаются редко.

В этом году представители московского аэропорта «Шереметьево» предлагали Минтрансу ввести пятую свободу для китайских авиакомпаний, чтобы те могли летать из КНР в страны ЕС с промежуточной посадкой в Москве. Но тогда идея виделась участникам рынка спорной, так как для таких перелетов китайские авиакомпании должны получить разрешения стран ЕС. А в 2019 г. в правительстве России обсуждалось предоставление петербургскому аэропорту «Пулково» седьмой свободы воздуха с ограничениями (разрешение иностранным компаниям летать в Петербург не из «своих» стран). Но после начала пандемии в 2020 г. и закрытия международных направлений от идеи отказались.

По новым соглашениям количество рейсов между Москвой и Бишкеком составит 29 в неделю, на направлении Москва – Ош – 34 рейса, Новосибирск – Бишкек – 12 рейсов, Санкт-Петербург – Бишкек и Санкт-Петербург – Ош – по 14 рейсов. Ограничений по числу рейсов на маршруте между российскими городами и Тамчи для российских авиакомпаний не установлено. Также снимаются все ограничения по количеству назначенных перевозчиков с каждой стороны по емкости воздушных судов, следует из протоколов.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев полагает, что промежуточная посадка в Алма-Ате для дозаправки российским перевозчикам не нужна: у эксплуатантов есть флот, способный долетать до Бишкека, Оша и Тамчи без промежуточных посадок. «Речь, скорее всего, идет о генерировании дополнительного трафика», – рассуждает он. Но источник «Ведомостей» в крупной российской авиакомпании сомневается, что маршрут в Киргизию через Алма-Ату привлечет отечественных перевозчиков. «Промежуточная посадка в Алма-Ате – бессмысленный пункт. Посадка здесь не позволит сгенерировать сколько-нибудь существенный дополнительный трафик», – считает он.

Также существенно расширяется и авиасообщение между Россией и Узбекистаном. 7 июля этого года «Ведомости» писали об инициативе узбекских авиавластей увеличить количество рейсов в Ташкент из Москвы и Санкт-Петербурга, а также в обратном направлении. Источники «Ведомостей» в российских авиакомпаниях тогда опасались, что это приведет к тому, что перевозчики из России не смогут обеспечить паритет рейсов с узбекскими авиакомпаниями.

Теперь авиавласти стран договорились увеличить число рейсов между Москвой и Ташкентом с 39 до 50 в неделю, между Санкт-Петербургом и Ташкентом – с 7 до 14 в неделю, между Москвой и Бухарой и Москвой и Ургенчем – с 10 и 7 до 14 рейсов на каждом маршруте, между Красноярском и Ташкентом – с 7 до 14 в неделю, следует из документов Росавиации.

Авиавласти Узбекистана со своей стороны выдали допуски на рейсы из Ташкента в Москву узбекским авиакомпаниям Uzbekistan Airways (национальный перевозчик), Qanot Sharq, Panorama Airways и My Freighter (грузовой перевозчик). Три частоты остались нераспределенными. На направлении Санкт-Петербург – Ташкент допуски получили Uzbekistan Airways и My Freighter.

Кто будет летать на этих направлениях из отечественных авиакомпаний, не ясно. Сейчас рейсы между Москвой и Ташкентом выполняют «Аэрофлот» и UTair. Из Москвы в Бишкек и Ош летают «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», киргизские Avia Traffic Company и Aero Nomad Airlines.

Летом представитель Red Wings сказал «Ведомостям», что авиакомпания заинтересована в полетах из Москвы в Ташкент и запрашивала у авиавластей возможность выполнения ежедневных рейсов по маршруту. «Ташкент – узловой центр для дальнейшего транзита в Юго-Восточную Азию, куда исторически наблюдается высокий спрос в зимний сезон», – говорил собеседник. Red Wings ожидала рентабельности рейсов на этом направлении на уровне 5–7%.

Представитель Минтранса России сказал только, что новые частоты будут распределены между российскими авиакомпаниями «на основании механизма, закрепленного в приказе Минтранса № 108 от 2021 г.». Документ регламентирует порядок допуска перевозчиков к международным рейсам. В Росавиации, Авиационной администрации и минтрансе Казахстана, минтрансе Узбекистана и Государственном агентстве гражданской авиации Киргизии не ответили на запросы «Ведомостей». Так же поступили в российских авиакомпаниях.

Пантелеев говорит, что за такими соглашениями «стоят хорошо проработанные бизнес-модели» конкретных перевозчиков. Но кого именно, не уточняет.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий полагает, что расширение авиасообщения с киргизской стороной больше отвечает интересам авиакомпаний этой страны. В протоколах не закреплены конкретные промежуточные аэропорты для них, обращает внимание эксперт. Ланецкий считает, что новыми правилами перевозок между странами смогут воспользоваться туроператоры, готовые создавать чартерные авиакомпании в Киргизии и возить пассажиров из России в страны Юго-Восточной Азии (последние, в свою очередь, смогут согласовать рейсы по пятой свободе воздуха). Эти направления, по его словам, также могут быть интересны грузовым авиакомпаниям для доставки грузов из Азии в Россию.

Источник «Ведомостей», близкий к одной из российских авиакомпаний, напоминает, что до пандемии коронавируса Киргизия занимала 4–5-е место в СНГ по пассажиропотоку при полетах из России. Он не видит больших перспектив для российских авиакомпаний на этом рынке: «Ош никогда не был сильно насыщенным направлением. На постоянное место жительства после начала СВО в Киргизию переезжали, но по остаточному принципу».

По словам источника, близкого к Росавиации, Киргизия в 2023 г. находится в пятерке среди всех зарубежных стран по пассажиропотоку в Россию, Узбекистан – в десятке.