На границе с Азербайджаном введут электронную систему пропуска машин

Она позволит упростить контроль возросшего грузопотока на этом направлении
Сергей Расулов / ТАСС

Подведомственное Минтрансу России ФГКУ «Росгранстрой» планирует создать интегрированную систему пропуска (ИСП) через государственную границу РФ с Азербайджаном на многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Яраг-Казмаляр в Дагестане. Исполнителем закупки было выбрано также подведомственное Минтрансу ФГУП «Защитаинфотранс». Закупка проводилась в форме запроса котировок. Начальная цена была 300 млн руб., но по итогам процедуры создание ИСП обойдется «Росгранстрою» в 227 млн руб., следует из данных на сайте госзакупок.

Согласно документам закупки, создание ИСП поможет автоматизировать сбор данных при проезде транспортных средств через МАПП и снизить финансовые и трудовые издержки за счет упрощения информационного взаимодействия. Система будет выполнять сбор, обработку, анализ и хранение фотоматериалов, данных номерных знаков автомобилей, весогабаритных данных грузовых транспортных средств (ТС) и данных результатов контроля, следует из техзадания.

Кроме того, ИСП должна будет производить мониторинг плотности потока и времени прохождения ТС и предоставлять собранные данные в информсистемы заинтересованных ведомств. Использовать ИСП смогут сам «Росгранстрой», ФТС, погранслужба ФСБ, Минтранс и другие ведомства.

Представитель Минтранса заявил, что министерство «пока не готово прокомментировать» создание новой системы. В «Росгранстрое», ФТС и погранслужбе не ответили на запросы «Ведомостей».

Аналогичная закупка на разработку ИСП на 300 млн руб. была опубликована «Росгранстроем» 30 июня 2023 г., предполагалось, что она будет установлена на границе с Литвой на МАПП Чернышевское в Калининградской области. Уже 4 июля заказчик отменил закупку. ЕС в рамках санкций против России ввел запреты на проезд российских грузовиков и ряд иных ограничений, например на экспорт и импорт ряда товаров. Но, по данным сайта «Росгранстроя», МАПП Чернышевское продолжает функционировать. «Ведомости» направили запрос в Минтранс.

Также со второй половины 2022 г. «Росгранстрой» закупал дополнительное инспекционно-досмотровое оборудование для МАПП Тагиркент-Казмаляр на границе с Азербайджаном, МАПП Петухово на границе с Казахстаном, МАПП Забайкальск на границе с Китаем. В этот период ФГКУ проводило закупки на поставку и установку дополнительных решений и систем видеоаналитики на въездах и выездах в пункты пропуска через госграницу и на поставку комплексов автоматического определения весовых и габаритных характеристик грузовых ТС.

Разработка и установка дополнительных IТ-решений на госграницах по этим направлениям потребовалась в связи с возросшим грузопотоком после начала СВО, объясняют эксперты. В частности, установка ИСП связана с растущим спросом на грузоперевозки через Азербайджан, объясняет директор бизнес-юнита «ПЭК:Global» логистической компании ПЭК Антон Буянов. Через Яраг-Казмаляр провозят сотни различных категорий грузов, говорит он. Больше всего вырос спрос на доставку личных вещей, продовольственных товаров, оборудования и комплектующих, добавил Буянов.

По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, традиционно переход Яраг-Казмаляр использовался для поставки сельхозпродукции из Турции. «Сегодня основной груз – это товары широкой номенклатуры, поставляемые через Турцию в связи с политическими ограничениями, наложенными на торговлю с Россией», – поясняет эксперт. 

По данным госкомитета статистики Азербайджана, официальный импорт из страны в Россию в 2020 г. составил $1,96 млрд, а в 2021 г. – $2,07 млрд. По оценке Гришунина, грузопоток с Азербайджаном за 2022 г. с учетом объемов [транзитного] параллельного импорта увеличился на 22% и достиг $9 млрд. В 2023 г. он может увеличиться еще на 10–15%, считает он. В первом полугодии этого года Россия заняла 3-е место среди торговых партнеров Азербайджана, товарооборот вырос на 37% до $1,165 млрд, говорит Буянов.

МАПП Яраг-Казмаляр – крупнейший пункт пропуска на границе России и Азербайджана. На конец сентября его реконструкция завершена на 87%, утверждает Буянов со ссылкой на данные «Росгранстроя». Минтранс планирует завершить ее до конца 2023 г., добавляет он. «По данным министерства, пропускная способность МАПП Яраг-Казмаляр вырастет в 3,5 раза до 1870 транспортных средств [в сутки], из которых 1100 – грузовики», – уточнил эксперт. 

Рост грузопотока из Турции в Россию привел к серьезным пробкам на самом коротком маршруте – через Грузию и МАПП Верхний Ларс, говорит Гришунин. «Кроме того, переход в Ларсе серьезно страдает из-за непогоды в осенне-зимний период и часто закрыт по техническим причинам. Все это приводит к тому, что существенно более длинный маршрут через Грузию и Азербайджан по времени стал сопоставим с прохождением формально более короткого перехода через Ларс», – рассуждает Гришунин.

«Обустройство автоматизированных интеллектуальных систем мониторинга госграницы в 2023 г. – одна из приоритетных задач государства, – объясняет директор направления облачных решений «EdgeЦентра» Глеб Сердитых. – Особенно остро эта проблема стоит у нас в России, так как граница у нас просто титанических размеров, но людей на контроль и охрану всего периметра не хватает».

Подобные системы достаточно комплексные и очень сложные, утверждает Сердитых. По сути, это учет товарооборота государства, эти данные являются критически важными и требуют крайне высокой отказоустойчивости и надежности, а также поддержки высоконагруженности систем, говорит он. Такие системы могут снизить коррупционную составляющую при провозе товаров, добавляет эксперт. Поэтому 300 млн руб. на обустройство системы на границе только в одном регионе «может быть даже мало в рамках государственной системы», резюмировал он.