Wildberries разработал свой аналог Zoom

Инвестиции в запуск и обслуживание сервиса эксперты оценили до 100 млн рублей
Ведомости

Маркетплейс Wildberries разработал WB Stream – собственный сервис для видеоконференций и вебинаров, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Размер инвестиций в проект не раскрывается. По словам собеседника, полноценный запуск WB Stream планируется на 2024 г., но уже сейчас сервис можно протестировать в веб-версии или в отдельном приложении на iOS и Android.

Представитель маркетплейса уточнил, что разработка шла силами штатных специалистов. Сейчас к сервису может одновременно подключаться до 5000 пользователей, отметил он. WB Stream разрабатывался для собственных нужд компании как альтернатива популярным западным разработкам, но в дальнейшем доступ к сервису предоставят всем пользователям. По словам представителя компании, Wildberries не планирует вводить рекламу в этом сервисе, брать плату за использование или же каким-либо другим способом монетизировать разработку.

Как убедился корреспондент «Ведомостей», сервис позволяет общаться по видеосвязи и в аудиоформате, обмениваться сообщениями в чате, демонстрировать участникам встречи экран устройства, вести аудиозапись онлайн-встречи и др. Для начала использования пока не требуется обязательной регистрации на портале Wildberries. Сервис предполагает режим как конференции с равными правами для всех участников, так и вебинара, в котором администратору предоставлены расширенные права (он может предоставлять другим участникам доступ к видео и аудио, к аудиозаписи и др.).

Но пока сервис не предполагает защиты от несанкционированного вмешательства в конференцию при наличии у стороннего пользователя ссылки на онлайн-встречу, убедились «Ведомости».

В 2023 г. российский рынок видео-конференц-связи (ВКС) вырос на 7–8% до 3,9 млрд руб. без учета оборудования, которое используется для видеоконференций, и до 11,3 млрд руб. с учетом оборудования, оценивает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. К 2024 г. сегмент вырастет на 25% по сравнению с показателями 2021 г. до 4 млрд руб., а с учетом оборудования, которое используется сервисами ВКС, он может составить до 12 млрд руб., добавил эксперт.

Судя по обнародованной версии решения, разработка Wildberries представляет собой простейшее браузерное решение на базе технологий открытого исходного кода WebRTC (технология для организации передачи потоковых данных между браузерами) или Jitsi (позволяет совершать видеозвонки и обеспечивает передачу файлов), говорит собеседник «Ведомостей» в одной из компаний-разработчиков ВКС-сервисов. По его мнению, решение является в большей степени элементом продвижения платформы и не окажет существенного влияния на рынок. Возможность единовременного подключения 5000 пользователей является крайне низкой для видеосервисов, добавил он.

Представитель Wildberries отказался комментировать информацию об использовании технологий WebRTC и Jitsi в WB Stream. Сервис планирует наращивать возможности единовременного подключения пользователей, отметил он.

Для Wildberries запуск собственного сервиса ВКС – это инструмент увеличения продаж продавцов на платформе, следствием этого будет рост доходов самого маркетплейса, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Маркетплейсы сегодня формируют полноценные экосистемы, связанные с контентом», – констатирует эксперт. Исходя из этого вопрос монетизации WB Stream для Wildberries является вторичным, он нужен ему не как источник дохода, а скорее как инструмент привлечения продавцов и увеличения их продаж, считает эксперт.

Примеров аналогичных сервисов у маркетплейсов Бурмистров не привел. Но он отметил ряд контентных инструментов у других компаний – например, возможность проводить стримы продавцов на Ozon или сервис знакомств с интегрированной в него рекламой у Sunlight. В Китае же, добавил Бурмистров, появился тренд на увеличение продаж через стримеров.

Полноценный запуск и обслуживание конкурентоспособного сервиса ВКС потребует от Wildberries инвестиций в размере 100 млн руб. на ближайшие три года, полагает Кусков. К обслуживанию сервиса эксперт относит такие затраты, как аренда серверных мощностей для его устойчивой работы и многократный рост объемов хранения данных.

Непосредственно разработка сервиса могла стоить около 6 млн руб., считает гендиректор компании-разработчика ingry.tech Георгий Банчиков. «Дальше все зависит от нюансов: микросервисов, дополнительного функционала. Каждая дополнительная функция в приложении увеличивает его стоимость», – уточнил он. Стоимость подобной разработки зависит в первую очередь от того, что лежит в основе обработки видео- и аудиопотока, рассуждает гендиректор облачной платформы управления бизнесом S2 Андрей Батарин. «Писать с нуля алгоритмы и протоколы обработки этих данных в целом не имеет смысла. Кто-то уже прошел этот путь, совершил и исправил многие возможные ошибки и готов поделиться [опытом]», – добавил он.

Российский рынок видеосервисов сейчас изобилует как российскими решениями, так и зарубежными, которыми, несмотря на блокировки и заявления компаний об уходе из России, пользуется большое число пользователей, продолжил Кусков. Среди отечественных ВКС-сервисов он назвал «Яндекс.Телемост», Trueconf, Dion, «Сбер Jazz», среди зарубежных – платные и бесплатные версии Zoom, Microsoft Teams и др.

«Российский рынок ВКС высококонкурентен, на рынке действует более двух десятков участников, российских и зарубежных. Рынок на подъеме, трафик, приходящийся на долю отечественных ВКС-решений, в 2022–2023 гг. растет на двузначные числа (на десятки процентов. – «Ведомости»)», – соглашается аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко.