ОСК обсуждает смену топ-менеджмента на двух ключевых верфях

Речь идет о гендиректорах «Северной верфи» и «Янтаря»
Виталий Невар / ТАСС

Новое руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), перешедшей в октябре под контроль банка ВТБ, намерено сменить гендиректоров «Северной верфи» (Санкт-Петербург) и Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (Калининград) – ключевых верфей надводного кораблестроения в составе корпорации. Об этом рассказали «Ведомостям» три источника, близких к разным судостроительным заводам.

Сегодня «Северную верфь» возглавляет экс-губернатор Архангельской области Игорь Орлов, а «Янтарь» – Илья Самарин.

«Обсуждалось вынесение вопросов об их увольнении из корпорации через решение совета директоров, но эти решения были заблокированы», – утверждает один из источников. Но вопрос все еще актуален, утверждают собеседники.

Кто такой Орлов

Орлов родился в 1964 г. в Дебальцеве Украинской ССР. Высшее образование по специальности «электрооборудование летательных аппаратов» получил в 1987 г. в Ленинградском институте авиационного приборостроения. С 1987 по 2011 г. работал на верфях Северодвинска и Калининграда. В январе 2012 г. Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента России, назначил Орлова губернатором Архангельской области, где тот проработал до апреля 2020 г. В июне 2020 г. Орлов назначен гендиректором «Северной верфи».

Два источника «Ведомостей» говорят, что попытки поменять руководство заводов закономерны в связи с тем, что в ОСК получил в управление ВТБ. Один из источников «Ведомостей» рассказывает, что новое руководство корпорации как минимум раз говорило на совещаниях, что к менеджменту есть вопросы. «Директор верфи всегда более независимая фигура, чем руководитель любого другого оборонного или гражданского завода, интегрированного в федеральный холдинг», – говорит другой источник, работавший в структуре ОСК.

«Северная верфь» и «Янтарь» похожи по номенклатуре строящихся заказов и имеющимся на этих предприятиях проблемам.

«Северная верфь» строит многоцелевые фрегаты проекта 22350 дальней морской и океанской зоны действия, корветы 20380 ближней и дальней морской зоны и другие надводные корабли. После запуска первого этапа программы рыболовных «квот под киль» (получение рыболовных квот в обмен на инвестиции в новые суда) завод получил крупный заказ компании «Норебо» на строительство серии из 10 траулеров. Но «Норебо» забирает большую часть судов серии на свою верфь в Отрадном (ранее – часть завода «Пелла» Герберта Цатурова, приобретена холдингом в 2022 г.), а головной траулер «Капитан Соколов» стоимостью 3,5 млрд руб. (заказчик должен был получить его в сентябре 2020 г.) до сих пор не передан заказчику. Представитель «Норебо» подтвердил, что компания на данный момент не получила судно.

Кто такой Самарин

Самарин родился в 1972 г., высшее образование получил в Высшем военно-морском инженерном училище им. Дзержинского, позже окончил Военно-морскую академию, Финансовую академию при правительстве и Российскую академию госслужбы при президенте, говорится на сайте ОСК. В 1989–2009 гг. служил в Вооруженных силах РФ. В 2009–2012 гг. работал в администрации Вологды. В 2013–2020 гг. был гендиректором 33-го судоремонтного завода в Балтийске Калининградской области (главный завод по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей Балтийского флота). Самарин возглавляет «Янтарь» с июня 2020 г.

«Янтарь» строит фрегаты проекта 11356 и корабли проекта 11711. После запуска программы «квоты под киль» завод с большими задержками сдал компании «Рыболовецкий колхоз им. Ленина» серию из трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R, а теперь задерживает строительство большого морозильного траулера «Виктор Гаврилов» (см. «Ведомости» от 23 ноября 2023 г.).

Источники «Ведомостей» также говорят, что кресло гендиректора «Адмиралтейских верфей» может занять заместитель гендиректора ОСК Андрей Бузинов – человек из команды бывшего руководителя корпорации Алексея Рахманова. Сегодня врио гендиректора «Адмиралтейских верфей» является замруководителя завода по производству Андрей Быстров – и руководство ОСК предлагает ему остаться во главе предприятия, но он, по словам источников, отказывается.

Гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков, которого называют одним из наиболее успешных, авторитетных и влиятельных руководителей, умер в конце 2022 г. Сменивший его Андрей Веселов был уволен новым руководством ОСК в конце года после отправки сотрудников в простой из-за недозагруженности завода («Ведомости» писали об этом 11 декабря 2023 г.).

В ВТБ не ответили на запрос «Ведомостей», в Минпромторге переадресовали вопросы в ОСК. Представитель пресс-службы корпорации заявил, что не обсуждает изменения в кадровой политике.

Как банк получил контроль в ОСК

В сентябре Костин говорил в интервью РБК, что ОСК – одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство. Он указывал на «огромную финансовую дыру» и значительное технологическое отставание, особенно по гражданскому судостроению. В течение полугода банк должен провести аудит на предприятиях корпорации, который осложняется, как указывал Костин, отсутствием единой достоверной финотчетности.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров называет перестановки в ОСК после перехода под контроль ВТБ логичными. По его словам, ключевые вызовы для судостроительной отрасли будут понятны в 2024 г. – после уточнения планов по сдаче некоторых ключевых серий гражданских судов, решения вопросов с дополнительными объемами финансирования для предприятий ОСК и утверждения новой стратегии развития корпорации.

В августе 2023 г. президент России Владимир Путин заявил на встрече с председателем правления ВТБ Андреем Костиным, что 100% акций ОСК будет передано в доверительное управление банку на пять лет. В октябре был подписан соответствующий указ. Председателем совета директоров ОСК стал Костин, его заместителем – Пучков, до этого работавший заместителем председателя правления ВТБ. Пучков также стал гендиректором ОСК. В ноябре Костин на встрече с президентом России также рассказал о назначении нового заместителя гендиректора ОСК по военному кораблестроению.