Объем химобработки сельхозугодий с воздуха в 2023 году снизился на четверть

Минсельхоз отмечает, что частично его удалось заместить наземными работами
PIXABAY

Эксплуатанты сверхлегких воздушных судов в 2023 г. не смогли выполнить авиационные химические работы (АХР) на 1,5 млн га сельхозземель, говорится в годовом отчете ассоциации авиаработ за 2023 г. (есть у «Ведомостей»). Из них, по оценке ассоциации, 1 млн га необработанной земли пришелся на ее членов, еще 0,5 млн га – на компании, не входящие в организацию.

Общий объем химически обработанных земель из-за невнесения гербицидов уменьшился по сравнению с 2022 г. на 25–30%, говорится в отчете. Эксплуатанты выполнили работы на 3,63 млн га земли (подтверждены договорами), из которых 2,61 млн га пришлось на членов ассоциации. Не входящие в нее компании и ИП обработали 714 000 га.

В отчете не учитываются работы компаний – членов авиаальянса «Аэрохимфлот», поскольку он использует более тяжелые самолеты семейства «Ан», а также теневого сектора.

Одной из причин снижения химобработки полей ассоциация называет ограничения Минобороны на выполнение полетов в зоне непосредственной близости от проведения СВО на юге России, где расположено большое количество земель сельхозназначения. Подтвержденный объем невыполненных по этой причине работ составил 300 000 га. Собеседник «Ведомостей» в одной из компаний сектора отмечает, что из-за ограничений Минобороны не удалось обработать 12–15% земель. Оценить финансовые потери он затруднился.

Глава ассоциации авиаработ Вадим Цыганаш отмечает, что в 2023 г. опрыскивание земель началось примерно на месяц позже запланированного срока – конца апреля. Причиной стало требование Минобороны устанавливать трекеры, работающие по спутниковой связи. Заказ этих трекеров и их доставка заняли определенное время, поясняет он.

Цыганаш отмечает, что сроки согласований начала полетов в 2023 г. потребовали более двух месяцев против трех недель в 2022 г., из-за чего был пропущен период орошения зерна гербицидами. Он считает, что взаимодействие между эксплуатантами и органами военного и гражданского управления в 2023 г. носило фрагментарный характер и зачастую не давало результата: «Для восстановления и увеличения объемов работ необходимо заблаговременное планирование согласований и взаимодействие с органами власти на постоянной основе».

Компании, занимающиеся проведением авиаработ, подтвердили «Ведомостям» эти сложности. Гендиректор и совладелец «Авиахим-Юг» Петр Прихидько сказал, что боевые действия в зоне СВО действительно «создают трудности», но в отрасли с пониманием относятся к ним. Он добавил, что регуляторами выработан механизм по преодолению этих проблем. Источник «Ведомостей» среди компаний-эксплуатантов говорит, что весной 2023 г. он не смог выполнить значительную часть контрактов, но до конца сезона сумел компенсировать часть недополученных в Курской и Орловской областях доходов за счет работы в других регионах. По его словам, агропромышленники, заказывающие АХР, закрыли часть работ за счет применения наземной техники.

Сельхозавиация в приграничных районах работала в режиме проведения СВО, часть химобработок с воздуха заменена наземными работами, подтверждает представитель Минсельхоза. Минобороны в соответствии с обстановкой выдавало разрешения на использование воздушного пространства в соответствии с нормами законодательства, продолжает он. Собеседник добавил, что пока обращений от регионов, связанных со сложностью получения разрешений на проведение АХР, не поступало.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко отмечает, что в регионах присутствия компании режим ограничения полетов действует в течение длительного времени. По его словам, холдинг заблаговременно запланировал проведение всех полевых работ с применением наземной техники, обработка посевов самоходными опрыскивателями прошла в полном объеме и в штатном режиме. Холдинг не потерял урожай и не понес финансовый ущерб, подчеркнул Недужко.

«АХР снижают удельный вес затрат на защиту растений в валовой стоимости сельхозпродукта с 2–2,5% до 1–1,5% за счет 20-кратного увеличения скорости и шестикратного роста экономической эффективности по сравнению с наземной техникой. Кроме того, подотрасль в отличие от наземной или беспилотной воздушной техники не требует бюджетных субсидий», – подчеркивает представитель ассоциации авиаработ. Собеседник «Ведомостей», близкий к одному из крупных агрохолдингов, добавил, что агродрон стоит дешевле наземного опрыскивателя. По его словам, на начальном этапе инвестиции на покупку ниже, но расход действующего вещества у них одинаковый. Посчитать же, сколько можно сэкономить в рамках одного сельхозгода, невозможно, резюмировал собеседник.

Еще одной причиной снижения показателя стало отсутствие части химических веществ, применяемых в обработке посевов, в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов «Сатурн». В последние годы российские сельхозпредприятия активизировали работу с культурами, ориентированными на экспорт в Азию, в частности с нутом и соей, поясняет Цыганаш. Для их обработки нужны химикаты, не используемые в обработке традиционных культур. Технически в госкаталог разрешенных в России пестицидов и агрохимикатов их вносит Минсельхоз, но оплачивают работу производители этих веществ, поэтому эксплуатанты не могут повлиять на процесс формирования информсистемы, объясняет Цыганаш.

Один вылет для обработки посевов несертифицированными веществами может обернуться штрафом в 50 000 руб., продолжает Цыганаш. Он отметил, что один самолет в среднем зарабатывает за сезон около 2 млн руб.

Справочники ФГИС «Сатурн» полностью синхронизированы с госкаталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России, говорит представитель Россельхознадзора. «Отсутствие возможности выбрать какие-либо препараты для использования на упомянутых культурах означает, что они не разрешены к использованию Минсельхозом. Как только препарат будет зарегистрирован в установленном порядке, он сразу же появится во ФГИС», – отметил собеседник.

2023 год стал одним из самых успешных для российского растениеводства, напоминает представитель Минсельхоза. Первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут говорила в ноябре 2023 г., что урожай зерна за год составил 147 млн т. Это второй в современной истории страны показатель: в рекордном 2022 году урожай достиг 153,8 млн т.

«Ведомости» направили запросы в Минобороны, «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева», «Прогресс агро», концерн «Покровск».

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что рынок работ для эксплуатантов легких и сверхлегких воздушных судов в условиях фактического запрета коммерческой перевозки пассажиров ограничен. По его словам, сегодня на эксплуатантов давят три фактора: СВО, конкуренция со стороны БПЛА и регулирование по линии Минсельхоза. «Для части игроков рынка переброска флота в соседние регионы, не затронутые ограничениями в связи с СВО, может быть проблемой из-за модели бизнеса или типа используемых воздушных судов. Поэтому ограничения на проведение АХР в ряде регионов – большой вызов для эксплуатантов», – отмечает эксперт.