Минэнерго хочет полностью запретить полеты над объектами ТЭКа

Это повысит их защищенность, подчеркивают в ведомстве
Андрей Гордеев / Ведомости

Минэнерго России предложило установить зону ограничения полетов воздушных судов и других летательных аппаратов над объектами топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Это следует из разработанного министерством проекта постановления правительства, с которым ознакомились «Ведомости».

Согласно документу, зону ограничения полетов предлагается установить «по границам воздушной части зоны безопасности объектов ТЭКа». В ней будут запрещены полеты любых воздушных судов (ВС), а также газовых, тепловых или комбинированных аэростатов (или дирижаблей) и шаров-зондов. Исключение будет сделано для летательных аппаратов, предназначенных для защиты таких объектов.

Также над предприятиями ТЭКа по-прежнему смогут перемещаться рейсы самолетов с литерами «А» и «К» (присваивается рейсам президента и премьер-министра России, глав иностранных государств, также используется для транспортировки глав правительств и правительственных делегаций других стран. – «Ведомости») и воздушные суда, получившие разрешение от Объединенного координационного центра. Согласно правилам обеспечения безопасности объектов ТЭКа, такой центр может быть создан ФСБ при участии представителей Росгвардии, Минобороны, МВД, Минтранса, Минэнерго.

В проекте постановления также говорится, что контролировать соблюдение этих правил и реагировать на их нарушение будут «силы и средства» федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), которые привлекаются к защите объектов ТЭКа, во взаимодействии с региональным центром Единой системы организации воздушного движения в Ростове-на-Дону (южный региональный центр ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения»).

В пояснительной записке говорится, что документ приводит в соответствие правила обеспечения «особого режима защиты объектов ТЭКа», вокруг которых установлены зоны безопасности, с принятыми в декабре 2023 г. поправками в законы «О частной детективной ‎и охранной деятельности в РФ» и ‎«О безопасности объектов ТЭК» (закон 666-ФЗ).

В правила предлагается внести положение о том, что пределы зоны безопасности распространяются не только на наземное и водное, но и на воздушное пространство. При этом полностью бесполетную зону над объектами ТЭКа предлагается ввести в качестве «специальной меры защиты» таких объектов. 

В комментариях пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» поясняется, что сейчас в законодательстве отсутствуют специальные нормы по ограничению полетов беспилотников над объектами ТЭКа, поэтому вопрос разработки таких норм «стоит на повестке дня Минэнерго и Минтранса». Документ, по данным Минэнерго, проходит межведомственное согласование. 

В Минтранс он еще не поступал, говорит представитель министерства. Он также напоминает, что действующее законодательство уже позволяет ограничивать полеты ВС и других летательных аппаратов. В соответствии с п. 38 Федеральных правил использования воздушного пространства запретные зоны, зоны ограничения полетов и постоянные опасные зоны устанавливаются Минтрансом по представлению заинтересованных лиц. Зоны ограничения полетов и запретные зоны, в том числе над отдельными объектами ТЭКа, уже установлены приказами Минтранса № 173 и 172 от 11 мая 2022 г., указывает представитель ведомства.

Росавиация переадресовала запрос в Минэнерго. Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов говорит, что приказы Минтранса устанавливают зоны ограничения полетов по их свойствам: они делятся на постоянные, временные и зарезервированные. Конкретные объекты не прописаны, но указывается их географическая принадлежность. 

В декабре 2023 г. президент Владимир Путин подписал федеральный закон № 666-ФЗ, который позволил частным охранным организациям (ЧОО), обеспечивающим безопасность объектов ТЭКа, тем или иным способом (включая средства РЭБ) сбивать беспилотники. В пояснительной записке к документу говорилось, что такое право уже есть у сотрудников МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии и ряда других ведомств. Но более 80% объектов ТЭКа охраняют именно ЧОО, у которых таких полномочий не было. Соавтор законопроекта – первый зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова ранее говорила, что только за первое полугодие 2023 г. против объектов ТЭКа было организовано около 45 диверсий. 

Нефтяники долгое время боролись за право охранять свои объекты силами ЧОО и получили его в конце 2022 г. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев согласен, что за последние годы (после начала боевых действий на Украине. – «Ведомости») для объектов критической инфраструктуры усилились воздушные риски, прежде всего от применения беспилотников. «Чтобы им противостоять, необходимы не только технические средства, но и нормативная база, в которой должны быть введены участки воздушного пространства с особыми правилами использования, установлены ограничения для пользователей, введены права и обязанности для тех, кто отвечает за противодействие угрозам», – считает эксперт.

По его словам, идеология новой нормативной базы понятна, поскольку есть давно существующий опыт установления «запретных зон» над различными объектами Минобороны России.

Сейчас объекты ТЭКа не выделены в отдельные закрытые для полетов зоны, на них распространяются только общие ограничения на полеты дронов, введенные в регионах, поясняет эксперт рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев. Установление бесполетной зоны или введение дополнительных согласований для полетов, по его словам, «немного осложнит жизнь» компаниям, которые выполняют авиационные работы с помощью беспилотников. Такие меры также создадут сложности для мониторинга производственных объектов самим энергокомпаниям, которые активно внедряют применение дронов и т. д., добавил он. Но введение таких ограничений, по мнению Камнева, обосновано.