Алкогольный ритейлер «Винлаб» принес Novabev Group 46% выручки

Это необычно высокий результат для производителя спиртного, говорят эксперты
Максим Стулов / Ведомости

Сеть магазинов спиртного «Винлаб» принесла в 2023 г. 46,1% валовой выручки производителю алкоголя Novabev Group (бренды Beluga, Fox & Dogs, «Ной»). Продажи в сети выросли на 35% до 67,9 млрд руб. (общая валовая выручка группы – 149 млрд руб.).

Еще два года назад продажи в ритейле составляли 33,2 млрд руб., или 37% от того, что выручила компания. При этом доля «Винлаба» в общей выручке Novabev Group от собственных брендов в 2023 г. составляет всего 14,1% (+1,2% год к году), а остальные продажи приходятся на импортные марки.

Консолидированная выручка Novabev Group в 2023 г. продемонстрировала рост на 20% в основном за счет развития розничной сети, а также роста импортных операций и продолжающегося роста продаж премиальных брендов, говорится в отчетности группы по МСФО. Общие отгрузки алкоголя Novabev Group остались на уровне прошлого года. Чистая выручка увеличилась на 20% почти до 117 млрд руб., а чистая прибыль снизилась на 4% до 8 млрд руб. Снижение группа связывает с высокой базой после продажи международных прав на водочный бренд Beluga в 2022 г.

Компания активно развивала сеть в последние несколько лет: она выросла на 23% до 1657 точек только в 2023 г., а трафик в них увеличился на 21%. Сопоставимые продажи в магазинах сети, работающих больше года, выросли на 12%. Алкомаркеты демонстрируют более высокую рентабельность по сравнению с крупными продуктовыми российскими сетями (X5 Group, «Магнит», «Лента»): валовая маржа «Винлаба» составила 34,1% против 23,2% у ритейлеров, говорится в отчетности группы. Novabev Group называет свою сеть алкомаркетов одним из главных драйверов развития.

Такая высокая доля выручки от собственной розницы – феноменальный результат для производственной российской компании как минимум на алкогольном рынке, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. С этим согласен и генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, который напоминает, что в пищевой промышленности в целом есть и те, кто продает через свою розницу вообще 100% продукции, например «Ермолино».

«Novabev Group создала мощную розничную сеть, которая может и дальше наращивать долю в выручке группы за счет продаж как собственной, так и импортной продукции», – считает Дробиз. А Бурмистров видит самый высокий потенциал в онлайн-продажах по схеме самовывоза, а также в географической экспансии, так как пока «Винлаб» представлен в ограниченном количестве регионов.