Мартин Бандьер: «Систему музыкального бизнеса нужно менять»

Как устроена мировая музыкальная индустрия, какие перемены и почему ей необходимы, рассказывает Мартин Бандьер
«Если вы производите галстуки, вы же не будете раздавать их бесплатно, а чем музыка хуже галстуков?» – возмущается Мартин Бандьер/ Phil McCarten/Invision for ASCAP/ AP

Интернет и возможность прослушивать музыку онлайн радикально изменили ситуацию для музыкальных производителей. На этом нельзя заработать, жалуется генеральный директор крупнейшего в мире издателя музыкальных произведений Sony/ATV Мартин Бандьер, который работает в этом бизнесе около 40 лет. Систему нужно менять, уверен он, рассчитывая, что ревизия структуры роялти за использование прав на музыкальные произведения позволит производителям напрямую договариваться с компаниями, которые занимаются транслированием музыки. «Если вы производите галстуки, вы же не будете раздавать их бесплатно, а чем музыка хуже галстуков?» – возмущается он.

Юрист с длинными волосами

Приход Бандьера в музыкальный бизнес был на самом деле полной случайностью, рассказывает он. Он всегда хотел делать карьеру на юридическом поприще. В 1970 г. после окончания Brooklyn Law School он пришел работать в юридическую фирму. Тогда старший партнер компании искал адвоката, который может представлять интересы музыкальной компании. И его взгляд упал на Бандьера – молодой юрист тогда носил длинные волосы, и именно это, как ни странно, сыграло судьбоносную роль в его карьере.

«Он как-то подошел к моему столу. Он никогда не смотрел в глаза, он смотрел только на волосы. И он сказал: «Мы считаем, что вы были бы идеальным для работы над этим проектом», – вспоминает Бандьер. Наверное, именно длинные волосы выдавали в молодом ньюйоркце фаната музыки, смеется он. Но на самом деле Бандьер признает, что музыку он любил всегда, хотя и был при этом полным профаном в вопросах издательского права и лицензирования музыки. «Я вообще понятия не имел, что это такое!» – восклицает он.

Наследство Майкла Джексона

По оценке Forbes, коллекция песен Майкла Джексона стоила в начале 2000 г. около $450 млн. По оценке аналитиков, цена была выше: $600 млн – 1 млрд. В 2005 г. адвокат Джексона Томас Месеро утверждал, что каталог песен стоит $4–5 млрд.
Майкл Джексон приобрел ATV Music Publishing за $47,5 млн в 1985 г., а 10 лет спустя продал 50%-ную долю Sony за $90 млн. Компании принадлежат права на более чем 750 000 музыкальных композиций, включая около 250 записей Beatles. В 2012 г. Sony и наследники Джексона вместе с другими инвесторами, включая Mubadala Development Company из Абу-Даби и музыкального магната Дэфида Джеффина, приобрели EMI Music Publishing за $2,2 млрд. Sony/ATV распоряжается каталогом EMI, насчитывающим около 1,3 млн композиций, от лица этой группы инвесторов.

Cейчас Бандьер, конечно, хорошо разбирается в этих вопросах. Так сложилось, что первый клиент стал трамплином для его карьеры в музыкальном бизнесе. В 1975 г. Бандьер без сожалений оставил юриспруденцию и создал студию звукозаписи и издательского дела SBK Entertainment World совместно с двумя партнерами – девелопером Сэмюэлем Ле-Фраком и музыкальным продюсером Чарльзом Коппельманом, который представлял интересы Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Затем он проработал 17 лет с EMI Music Publishing, что привело его к вершинам власти в компании Sony/ATV – это известное совместное предприятие компании Sony и компании по недвижимости, созданной Майклом Джексоном.

Образ с улыбкой и сигарой

Бандьер стал генеральным директором Sony/ATV в 2007 г. С прежним работодателем – EMI Music Publishing – Бандьер воссоединился три года назад, когда консорциум Sony приобрел этот актив за $ 2,2 млрд. В результате у Бандьера оказалось в руках еще 3 млн песен, в числе которых и известные мюзиклы, и хиты The Beatles, Боба Дилана, Тейлор Свифт, Lady Gaga. «Я могу напевать все эти песни», – смеется Бандьер.

В конце 2014 г. на Sony Pictures Entertainment была совершена кибератака, которая встряхнула Sony/ATV. В числе писем, опубликованных хакерами, была переписка старшего вице-президента Sony, в которой обсуждалась продажа Sony/ATV. «Никто не собирался продавать этот бизнес, – говорит Бандьер. – Я в этом уверен». Sony официально также опровергла информацию о продаже музыкального бизнеса. Доход от продажи, проката и использования звукозаписей составляет около 14% от общего музыкального бизнеса компании.

Практически на всех фотографиях Бандьер улыбается и держит в руках сигару. Он – завидный оптимист, хотя его жизнь не отличалась простым везением, скорее залогом успеха была кропотливая работа. Известный юрист Аллен Грубман, специализирующийся на индустрии развлечений, знакомый с Бандьером около 30 лет – с тех пор, когда тот основал компанию, отзывается о нем так: «Это один из наиболее осведомленных и опытных музыкальных издателей поколения. Мало есть людей, которые бы занимались этим бизнесом столь долго и имели бы столько же опыта. Он обожает все, связанное с музыкой, и он посвятил этому свою жизнь». Сейчас очень трудные времена для музыкальной индустрии, признает Грубман: «Но Бандьер пытается решить эту проблему».

Систему нужно менять

Бандьер родился в 1941 г. в Нью-Йорке. Музыкальный бизнес сильно изменился, вздыхает Бандьер, словно окидывая взглядом динамику развития музыкального бизнеса с момента своего рождения. В последние годы изменения были просто радикальными, если не сказать катастрофическими для издателей, сокрушается он. Вызовы последних лет, с которыми приходилось бороться, стали «самой большой проблемой его жизни», признает он.

Взрывной рост продаж музыкальных дисков сменился бумом покупок контента на цифровых носителях, пиратством и появлением многочисленных интернет-сайтов, торгующих музыкой.

По данным IFPI, стоимость продаж звукозаписей в мире составила $15 млрд в 2014 г., выручка от продаж через каналы цифровой связи выросла на 6,9% и обеспечила 46% всех доходов.

Этот сегмент очень трудно контролировать, признает Бандьер. Продажи компакт-дисков за последнее десятилетие практически рухнули. Рынок покупки музыки через интернет также сильно просел в последние три года, лишь в прошлом году он сократился более чем на 10%. Эксперты это объясняют ростом популярности таких сервисов загрузки, как Spotify – музыкального стартапа, продвигаемого соцсетью Facebook. Роялти, которые получают авторы песен и композиторы от потокового трафика через интернет, гораздо меньше, чем плата, которую они получили бы за компакт-диски или с помощью загрузки через интернет, считает Бандьер: «Здесь, в Америке, количество денег, которое композиторы могут заработать на потоковом трафике, ничтожно».

Одна из угроз для музыкального бизнеса – это интерактивные радиосервисы, такие как радио Pandora, которые выплачивают почти половину своих доходов артистам. Но эти выплаты ничтожны по сравнению с тем, что традиционно получали авторы, и составляют лишь 4%. В США две компании – ASCAP и BMI – собирают роялти за пользование прав издателей и авторов музыкальных произведений.

Бандьер приводит хороший пример – песня «Счастливые» Фаррелла Уильямса, которая была бестселлером 2014 г., изданным Sony/ATV. Трек проигрывался 105 млн раз на Pandora в первой половине 2014 г., но это принесло всего $6300, которые должны были быть разделены между композитором и издателем. «Это абсурд. Задача состоит в том, чтобы наши композиторы устанавливали справедливые цены для их работы. Мы заслуживаем более справедливого распределения», – возмущается он.

В США установление ставок роялти для аудиоцифрового контента, который проигрывается в эфире, является обязательным, ставки устанавливаются федеральным судьей страны. В Apple Music – новом сервисе потокового сервиса компании Apple – есть дополнительные функции, в том числе видеоэлементы, что дало компании Sony/ATV возможность договариваться об установлении специфических ставок роялти, отмечает Бандьер.

Sony/ATV Music Publishing LLC

Музыкальное издательство
Совладельцы: Sony Corporation (50%), наследники Майкла Джексона (50%). Выручка (финансовый год, завершившийся 31 марта 2015 г.) – $1,2 млрд.

Есть возможность договариваться об отчислениях c компаниями, предоставляющими потоковые услуги, но при нынешней системе Sony/ATV придется тогда приостановить членство на ASCAP и BMI.

Он говорит, что компания рассматривала радикальный вариант, который предусматривал удаление коллекции Sony/ATV из каталога ASCAP и BMI. Это дало бы возможность согласовывать индивидуальные роялти с музыкальными цифровыми сервисами. ASCAP и BMI собирали роялти в пользу издателей музыкальных произведений на протяжении десятилетий, и если бы Sony/ATV отказалась от членства в этих двух компаниях, ей пришлось бы самостоятельно собирать платежи в пользу клиентов вне зависимости от того, где музыка проигрывалась или исполнялась. Это означало, что пришлось бы взаимодействовать с тысячами американских баров и ресторанов. Такой шаг – крайняя мера, признает Бандьер. Он надеется, что министерство юстиции США проведет ревизию системы ASCAP и BMI и предоставит право музыкальным издателям самостоятельно вести переговоры о ставках роялти. «Увеличение количества цифровых услуг позволит выплачивать больше денег авторам и производителям музыки. Мы хотим, чтобы такие сервисы существовали, и мы хотели бы, чтобы они пользовались нашей коллекцией в 3 млн песен», – отмечает Бандьер. Но систему нужно менять, нужна реформа системы сборов за права на музыкальные произведения, настаивает он.

Бандьер говорит и о новых возможностях сервиса Spotify, который стал лидером на рынке потокового вещания с 15 млн платных подписчиков и 45 млн пользователей, которые используют бесплатный сервис. Spotify использует бесплатный сервис, чтобы привлечь больше потенциальных клиентов к подписке. Но многим в музыкальной индустрии не нравится идея бесплатного сервиса, и некоторые исполнители из-за этого изымают каталоги своих песен из коллекции Spotify. В числе последних знаменитостей, кто это сделал, оказалась Свифт.

«Я понимаю точку зрения Тейлор, – говорит Бандьер. – 45 млн человек слушают ее песни и не платят за это. Если вы произвели 60 млн галстуков и 45 млн раздали бесплатно, вы бы остались без бизнеса в течение нескольких дней». Он предлагает ввести ограничения на бесплатный сервис: например, предоставлять его лишь на несколько месяцев.

Бизнес по крошкам

«Музыка – это вечная, непреходящая ценность, – говорит Бандьер. – Хиты могут жить вечно, и песни, которые выдержат испытание временем, способны генерировать доходы из года в год». Чем лучше песня, тем длиннее ее жизнь и тем активнее ею пользуются в коммерческих целях, считает он.

Бандьер вспоминает рекламу нижнего белья Victoria Secret, в которой звучала песня из фильма «Любовное настроение». Песня была опубликована именно Sony/ATV. «Вы знаете, пока мы здесь с вами сидим и разговариваем, какой-нибудь гений из рекламного агентства уже придумал использовать одну из песен нашей коллекции в какой-нибудь рекламной кампании», – улыбается Бандьер.

Хотя он не рассчитывает добиться более высоких роялти за использование прав на музыкальные произведения, Бандьер в целом довольно оптимистичный человек.

«Прошлый год у компании был лучшим с финансовой точки зрения и с точки зрения творчества», – говорит он. В этом году на номинациях премии Грэмми композиторы Sony/ATV были представлены в каждой из пяти номинаций по песне года и записи года. «У нас никогда не было такого, чтобы мы могли проиграть», – говорит Бандьер.

«Я всегда говорю людям, что у нас довольно кропотливый бизнес, – продолжает он. – Мы собираем крошки хлеба и даже сухари, но в конечном итоге из них можно испечь хороший каравай».

FT, 14.06.2015, Екатерина Кравченко