Группа «Сумма» и «Кузбассразрезуголь» сразятся за порт Находки

undefined

Замглавы Минтранса Алексей Цыденов провел в Находке совещание по проекту развития транспортного узла Восточный - Находка. По данным источников "Коммерсанта", в нем приняли участие крупнейший стивидор порта Восточный - АО "Восточный порт" (подконтрольно "Кузбассразрезуглю" Искандара Махмудова) и группа "Сумма" братьев Магомедовых, которая строит угольный терминал "Северный". По словам собеседников издания, представители АО "Восточный порт" заявили, что "готовы за собственные средства построить два железнодорожных парка в порту" и безвозмездно передать один из них ОАО "РЖД". "Такая модель, по мнению стивидора, не потребует дополнительных госинвестиций и позволит отказаться от ряда работ по госпроекту модернизации инфраструктуры", - поясняет источник газеты.

Собеседник газеты подчеркивает, что эти предложения "вызвали большой резонанс", поскольку подведомственное Минтрансу ФКУ "Ространсмодернизация" уже реализует проект комплексного развития узла Восточный - Находка стоимостью порядка 24 млрд руб. до 2020 г. По данным издания, по проекту уже освоено порядка 3 млрд руб. (подрядчик - входящая в "Сумму" "Стройновация"). Один из источников отмечает, что проект "является комплексным, но в случае ближних железнодорожных подходов в большей степени учитывает потребности угольного терминала "Суммы". Он должен быть запущен в 2018 г., на первом этапе мощность составит 7 млн т, затем - 20 млн т.

Но и АО "Восточный порт" намерено увеличить мощности к 2017 г. до 24,5 млн т угля в год, к 2019 г. - до 29 млн т, а с вводом третьей очереди в 2020 г. - до 39 млн т. "При ограниченности дальних железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока за подъездные пути и в целом за работу в порту идет жесткая конкуренция", - замечает один из источников газеты. Другой собеседник говорит: "Фактически монопольное положение в порту позволяет "Кузбассразрезуглю" и "Восточному порту" получать дополнительную прибыль на трейдинге - угольщики вынуждены продавать объемы через трейдера "Кузбассразрезугля" Carbo One Ltd". Появление терминала-конкурента "может изменить ценовую политику". Еще один собеседник признает: "Госпроект больше ориентирован на терминал "Суммы", но непонятно, что мешает "Восточному порту" реализовать свой проект парков". По его оценкам, проект "Восточного порта" стоит около 5 млрд руб. и не заменит все работы, планируемые "Ространсмодернизацией".