Минэкономразвития ждет постепенного роста ставок на вагоны и интереса к их покупке

undefined

Министерство экономического развития России ожидает постепенного роста ставок по привлечению грузовых вагонов и интереса к покупке нового подвижного состава.

"Принятые в 2015 г. меры (плата за простой на путях общего пользования и проч.) сделали невыгодным содержание излишнего парка вагонов. Эти условия подкрепляются недавно объявленным решением о вступлении в силу с 1 января 2016 г. запрета на эксплуатацию грузовых вагонов с продленным с 2016 г. сроком службы (за некоторыми исключениями). С одной стороны, (это приведет) к постепенному восстановлению арендной ставки, что будет способствовать росту инвестиционной привлекательности покупки новых вагонов и повысит спрос на них, стимулируя положительную динамику производства в отрасли", – пишет ведомство в своем мониторинге, посвященном ситуации в экономике России в январе – ноябре 2015 г.

"С другой стороны, сокращение вагонного парка за счет старых вагонов и его обновление новыми приведет к стремлению быстрее окупить приобретение, что приведет к росту тарифов перевозок, увеличивая нагрузку на грузоотправителей. В этой связи присутствует риск сокращения грузооборота железнодорожным транспортом", – добавляет Минэкономразвития, отмечая, что эти тенденции могут усилиться, если возникнет дефицит по некоторым видам вагонов после сокращения парка.

Министерство напоминает, что образовавшийся в России в 2012–2015 гг. "избыток" грузовых вагонов привел к существенному снижению доходности перевозок. При этом ставки предоставления вагонов оказались недостаточными для обслуживания кредитов ж/д операторами, "создав существенную кредиторскую задолженность на начало 2015 г.". "В то же время вагоностроители, ориентировавшиеся на высокий спрос на вагоны в 2010–2012 гг., нарастили мощности в гораздо большей степени, чем требовал рынок, и в нынешних условиях столкнулись с падением спроса и существенно снизившейся загрузкой мощностей", – говорится в обзоре.

Представители одного из крупнейших в РФ владельцев вагонов с истекающим сроком службы, АО "Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина, ранее также прогнозировали рост ставок на предоставление вагонов после введения новых ограничительных мер с 1 января 2016 г., однако не ожидали увеличения спроса на новый подвижной состав. "Наш прогноз: при принятии такого решения начнутся серьезные кризисные явления с дефицитом подвижного состава для перевозок – летом или осенью следующего года. Местами это будет напоминать катастрофу", – говорил, в частности, глава совета директоров ПГК Александр Волошин.

"Перевозчики не покупают новые вагоны не потому, что избыток или недостаток вагонов, а потому что эти вагоны при нынешнем тарифе на железнодорожные перевозки неокупаемы: срок окупаемости – более 30 лет, что превышает срок жизни этих вагонов. Даже если заставить (операторов) в ускоренном порядке списывать вагоны, запретив продление срока службы, новые вряд ли будут покупаться, потому что это неокупаемые инвестиции", – подчеркивал он. По мнению Волошина, компании просто будут списывать старый парк и сокращать объемы перевозок. "Больше 150 000 вагонов за ближайшие 2,5 года должны быть исключены из парка, что довольно много", – приводил он подсчеты ПГК, называя "затею" "довольно авантюрной и непродуманной".

В конце ноября запретить эксплуатацию вагонов, срок службы которых продлен с 1 января 2016 г., президента РФ Владимира Путина попросил председатель наблюдательного совета Объединения вагоностроителей (ОВС), генеральный директор "Уралвагонзавода" (УВЗ) Олег Сиенко.

Решения по этому поводу были приняты уже к середине декабря.

Соответствующая постановка вопроса фактически ставит крест на действующем порядке продления срока службы вагонов, который был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза. Тогда власти России запретили продлевать срок эксплуатации подвижного состава без его модернизации и повторной сертификации.

Под запрет в первую очередь попадет "универсальный подвижной состав": к нему относят вагоны, применяемые для перевозки большой номенклатуры грузов, в том числе полувагоны, доминирующие в общем вагонном парке в России. Исключение предлагается сделать для вагонов, задействованных в обслуживании ж/д инфраструктуры, а также цистерн для перевозки некоторых пищевых продуктов, кислот и химических грузов, вагонов-рефрижераторов, -термосов и -ледников, служебно-технических дизель-электростанций, транспортеров и хоппер-цементовозов.