Связанная с сыном Чайки компания может получить контроль над крупнейшим производителем шпал в России

Компания «Т-Индустрия», совладельцем которой является сын генпрокурора Игорь Чайка, может получить контроль над крупнейшим в России производителем железобетонных шпал «Бетэлтранс» (БЭТ), пишет «Коммерсантъ». Пока контроль над БЭТ принадлежит ОАО «РЖД». Однако правительство близко к согласованию сделки о продаже принадлежащих РЖД 25% акций БЭТ «Т-Индустрии». Минэкономики согласовало с Минтрансом и Росимуществом проект такого распоряжения, следует из письма врио министра экономики Евгения Елина от 10 августа. Пакет дочерних компаний РЖД с 2004 г. можно продавать только с разрешения кабмина, напоминает «Коммерсантъ». О возможности передачи контроля в БЭТ «Т-Индустрии» президент РЖД Олег Белозеров говорил в ноябре 2015 г. В июне 2016 г. он говорил о планах РЖД продать бумаги непрофильных предприятий на 14 млрд руб.

АО «Т-Индустрия» купило 50% минус две акции БЭТ за 3,025 млрд руб. в 2014 г. По данным Kartoteka.ru, 70% этой компании принадлежит голландской Spoor Structuur Investering B. V. (из раскрытия Миллениум-банка следовало, что компанию контролирует крупнейший производитель шпал в Казахстане ТОО «Магнетик» Дмитрия Гречаниченко), а 30% — ООО «Аква солид», 99% которого принадлежат сыну генпрокурора Юрия Чайки Игорю, отмечает газета.

Из письма бывшего руководителя «Т-Индустрии» Леонида Комарова вице-премьеру Аркадию Дворковичу следует, что между РЖД и БЭТ были заключены договора на закупку шпал до 2019 г. в объеме 8,5 млн штук в год на общую сумму 150 млрд руб. В 2015 г. железнодорожники не выбрали объем, закупив только 5 млн шпал. Объем штрафных санкций на конец года может составить 1,5 млрд руб., говорилось в письме. В обмен на отказ от предъявления штрафных санкций и пересмотр контракта так, чтобы частично их исключить, «Т-Индустрия» предложила купить 25% акций БЭТ по цене конкурса 2014 г. (1604,9 руб. за акцию), также пообещав инвестировать 2 млрд руб. в производство и сохранить объемы выпуска шпал для удовлетворения потребностей ОАО РЖД.

Совет директоров ОАО РЖД предварительно согласовал сделку еще в ноябре на условиях отказа от неустойки в размере 400 млн руб. в год и гарантии сохранения БЭТ объемов производства на уровне 10,5 млн шпал в год и действующей формулы цены для ОАО РЖД до 2020 г., следует из письма Елина.