«Коммерсантъ»: «Уральские авиалинии» не согласились с условиями выкупа лайнеров

Авиакомпании «Уральские авиалинии» и iFly до сих пор не переоформили иностранные самолеты в российскую собственность из-за несогласия с условиями. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на трех источников в отрасли.

Новой лизинговой компанией выступает «НЛК-финанс» (подконтрольна Росавиации и входит в НСК). По словам собеседников, авиаперевозчиков не устроило требование оформить финансовый лизинг, что означает переход лайнеров в собственность авиакомпаний, оплатить 30–40% от стоимости самолетов в качестве депозита и ежегодно переводить фиксированную долю чистой прибыли (также 30–40%) в зачет выкупа.

При этом «Аэрофлот» ранее получил самолеты по операционному лизингу – после окончания лизинга самолеты вернутся собственнику, отмечает «Коммерсантъ». Источник, близкий к Минтрансу, утверждает, что дополнительные требования выдвинул Минфин. Он не исключил, что условия могут измениться. В то же время собеседник газеты в кабмине заявил, что Минфин таких требований не выдвигал. 

«Уральские авиалинии» рассчитывают закрыть сделки, как минимум, по 19 самолетам, IFly – по трем бортам. Средства на это выделяются из ФНБ в качестве льготного кредита на 15 лет. Ранее источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний, участвующих в переговорах по выкупу судов, высказал опасения, что все средства ФНБ уйдут на погашение обязательств «Аэрофлота», а частные авиакомпании не смогут воспользоваться средствами.

Всего в ФНБ на выкуп самолетов было выделено 300 млрд руб. Ранее НСК рассчиталась с западными собственниками за 49 бортов «Аэрофлота». Стоимость 45 из них составила 167 млрд руб., пишет «Коммерсантъ». Сумма, выделенная на остальные четыре лайнера, неизвестна. По оценкам экспертов, общая сумма могла составить 180 млрд руб.

Самолеты «Уральских авиалиний» оцениваются в 28–33 млрд руб., а iFly – в 9–10 млрд руб. Также рассматривается заявка S7 на 50–70 млрд руб.

После начала спецоперации на Украине страны Евросоюза, США, Великобритания и их союзники ввели санкции против российской гражданской авиации. Западным компаниям запрещено поставлять российским перевозчикам новые воздушные суда, комплектующие для них и участвовать в их техобслуживании. Для российских авиакомпаний также запрещен пролет над территорией Евросоюза, США и других стран, присоединившихся к санкциям.

На фоне этого российские авиакомпании столкнулись с угрозой ареста находившихся за рубежом самолетов Airbus и Boeing, взятых в лизинг. Российские перевозчики массово перерегистрировали оставшиеся в их распоряжении воздушные суда в российский реестр, но из зарубежных реестров многие из них выведены так и не были.

Минтранс предложил выкупить самолеты иностранных лизингодателей с помощью средств ФНБ. На эти цели было выделено 300 млрд руб. в виде займа по ставке 1,5% на 15 лет.