«Коммерсантъ»: Минтранс запросил еще 295 млрд рублей из ФНБ на выкуп иностранных самолетов

Минтранс предложил правительству выделить еще 295 млрд руб. из ФНБ на переоформление иностранных самолетов в российскую собственность. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к кабмину.

По данным издания, средства запрашиваются, в основном, для «Аэрофлота» для приобретения 90 самолетов. В 2023 г. «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и «Аврора» получили из ФНБ почти 297 млрд руб., что позволило выкупить 162 самолета – более трети из принадлежавшего иностранным лизингодателям парка. Деньги выделялись подведомственной Росавиации «НЛК-финанс» под 1,5% на 15 лет. «Аэрофлот» получил самолеты от НЛК в операционный лизинг, а частные авиакомпании – в финансовый (после истечения контракта воздушные суда перейдут в их собственность).

С декабря 2022 г. «Аэрофлот» переоформил с привлечением средств ФНБ 93 самолета. Весной 2022 г. группа компаний приобрела на собственные средства восемь Airbus А330, находившихся у него в финансовом лизинге. В 2023 г. авиапарк группы пополнил один Boeing 737-800 от приостановившей полеты Royal Flight, а также два самолета, принадлежащие ГТЛК. Всего в парке «Аэрофлота» 349 воздушных судна. Всего российские авиакомпании переоформили более 170 самолетов из примерно 400, принадлежавших иностранным лизингодателям.

1 марта стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») перенесла поставки новых российских самолетов МС-21 на 2025 г., а региональных Superjet 100 – на 2026 г. Перенос сроков объяснили «объективными ограничениями». В частности, необходимо создать полностью новые системы, а также провести испытания и запустить серийное производство в условиях дефицита времени, добавили в корпорации.

Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли до 2030 г., российские авиакомпании должны получить 609 самолетов в сегменте магистральной и региональной авиации. В частности, в сентябре 2022 г. «Аэрофлот» и ОАК подписали соглашение о поставках 339 самолетов до 2030 г. – 210 МС-21, 89 Superjet 100 и 40 Ту-214. Спустя год «Аэрофлот» и «Ростех» подписали твердый контракт на поставку 18 самолетов МС-21 и 34 SJ-100. Новые лайнеры авиакомпания ожидала получить уже в 2024 г.