В России растет количество закупок с единственным участником

Причина этого – недостаточная квалификация организаторов закупок, считают юристы

40% закупок в России осуществляется у единственного поставщика, это говорит о неэффективности системы, так как снижается конкуренция, сказал заместитель министра экономического развития Евгений Елин на секции «Правовое регулирование закупочной деятельности: существующие вызовы и возможные решения» на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ).

Количество закупок у единственного поставщика постоянно увеличивается, говорит заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян. По его словам, в 2015 г. количество таких закупок выросло на 15%. Особенно доля таких закупок велика в строительстве - в электронных аукционах доля закупок с единственным участником - 17%, в открытых конкурсах - 28%, в конкурсах с ограниченным участием - 65%. Причина этого в недостаточной квалификации заказчиков, говорит Петросян. По его словам, заказчики компенсируют плохо подготовленную конкурсную документацию субъективизмом при выборе подрядчика - выбирают того, кто им уже понятен, опасаясь, что новый победитель плохо выполнит контракт. Но если бы контракт был составлен грамотно, подрядчик просто не смог бы его не выполнить, замечает Петросян.

Счетная палата в 2015 г. выявила более 500 нарушений на 125 млрд руб. в закупочных процедурах, сообщила Наталья Бочарова, директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы Счетной палаты России. По ее словам, более 50% всех проверенных палатой процедур - квазиконкурсные, когда закупки проводятся только формально.

Заказчики, не желающие работать по 44-ФЗ, субсидируют ГУПы и МУПы, чтобы те проводили свои, менее прозрачные конкурсы уже по 223-ФЗ, отмечает Петросян. За 2015 г. ГУПам и МУПам было передано 2,3 трлн таких субсидий, говорит он. По оценке Счетной палаты, по 223-ФЗ размещают закупки 28 000 организаций на 150 площадках, заказчики просто не имеют возможности отслеживать все такие конкурсы, и в итоге на каждый конкурс приходит мало участников.