У госкомпаний может появиться новый инструмент для закупок

Контракт не только на товар, но и на его обслуживание
Контракт жизненного цикла возможен при госзаказе, но не предусмотрен законом о закупках госкомпаний/ Е. Разумный/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает разрешить госкомпаниям заключать контракты жизненного цикла (включают не только покупку товара или услуги, но и обслуживание, ремонт, утилизацию). Но для этого контракт должен быть разыгран на конкурсе, а победитель должен привлечь на субподряд малый и средний бизнес. Об этом говорится в письме ФАС, направленном в июне в Минэкономразвития (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердил представитель ФАС).

Правительство поручило Минэкономразвития вместе с Минфином и ФАС проанализировать необходимость предоставления госкомпаниям права заключать такие контракты, комментирует представитель Минэкономразвития, вопрос прорабатывается.

Контракт жизненного цикла возможен при госзаказе (см. врез), но не предусмотрен законом о закупках госкомпаний, пожаловался президенту Владимиру Путину сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян на мартовском заседании Торгово-промышленной палаты. Президент согласился, что практику «точно можно расширять» (цитата по стенограмме на kremlin.ru). При контракте жизненного цикла поставщик заинтересован в продаже качественного товара, так как потом сэкономит на обслуживании, объясняет Данилов-Данильян, а заказчик может покупать более дорогой и качественный товар, не опасаясь, что его обвинят в нарушениях. Он предлагает также издавать директивы, обязывающие госкомпании в определенных случаях применять этот инструмент.

На что возможен контракт

Контракты жизненного цикла в госзаказе можно заключать на строительство автодорог, портов, аэродромов, объектов ЖКХ, метрополитена, железнодорожной инфраструктуры, покупку морских и воздушных судов, электротранспорта.

Действующий закон позволяет госкомпаниям самим определять формы контрактов. Поэтому некоторые госкомпании уже заключают контракты жизненного цикла. В РЖД нормативными документами эта возможность предусмотрена, такие контракты уже заключаются, например, при закупках «Сапсанов» и «Ласточек», комментирует представитель РЖД. До сих пор нет даже приказа Минэкономразвития о типовой форме контракта жизненного цикла, поэтому многие госкомпании боятся его использовать, считает Данилов-Данильян.

Контракты жизненного цикла – сложный инструмент, заказчику нужно сформулировать техническое задание на долгий срок, констатирует первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Шамрин, пока их очень редко применяют в госзаказе, у госкомпаний таких контрактов больше, но тоже немного. Подобные контракты предполагают отношения с поставщиком более длительные, чем бюджетный цикл, они подходят для стабильной экономической ситуации, объясняет он.

ФАС не настаивает на введении такой практики: контракты позволят по итогам одной процедуры закупать у одного поставщика товары на разных, как правило, конкурентных рынках. Это может привести к ограничению конкуренции.

Перспективная идея, но на практике могут возникнуть сложности, считает директор по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов: просчитать на стадии торгов цену контракта, заложив в нее обслуживание, сложно и даже не всегда возможно. Чтобы инструмент был востребован, нужно выпускать одновременно закон и методические указания, как рассчитывать цену, полагает он.

Закон о закупках госкомпаний рамочный, вносить в него определение контрактов жизненного цикла не имеет смысла, это может скорее навредить, чем помочь, опасается сотрудник одной из госкомпаний, за этим могут последовать директивы об обязательном применении этого типа контракта. Навязывать что-либо участникам коммерческого рынка скорее вредно, чем полезно, уверен Шамрин.