Нигерия придумала валютную полицию
Она борется с трейдерами, задирающими курс доллара на черном рынкеНигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, уже два года отчаянно пытается поддерживать курс национальной валюты на фоне падения доходов от экспорта нефти. Сначала центробанк тратил миллиарды долларов на сохранение привязки курса найры к доллару на уровне 119 найр/$. В прошлом июне он официально перешел к плавающему курсу, но старался поддерживать его около 315 найр/$, продолжая тратить резервы. Но стратегия не сработала. Из-за хронической нехватки иностранной валюты и высокого спроса на доллары курс найры на черном рынке упал на 45%. В феврале доллар там впервые стоил 520 найр.
Поэтому Нигерия прибегла к новому способу поддерживать национальную валюту – вооруженной валютной полиции. В последние месяцы офицеры нигерийской полиции и службы государственной безопасности проводят рейды на полуофициальных валютных рынках по всей стране. Они арестовывают трейдеров, попавшихся на запрашивании слишком высокого курса доллара, конфискуют валюту и отбирают у них лицензии.
Недавно у бизнеса появилась надежда на изменение политики. Пока президент страны Мохаммаду Бухари находится на длительном лечении в Лондоне, центробанк увеличил продажу долларов коммерческим банкам, чтобы помочь нуждающимся в иностранной валюте нигерийцам путешествовать и платить за лечение и обучение детей. На этой неделе курс найры на черном рынке укрепился до 450 найр/$, но он по-прежнему более чем на 25% выше официального курса. Если президент будет долго отсутствовать и его заместитель Олуйеми Осинбаджо останется у власти, «есть надежда на уход от экономической политики, которая с ассоциируется с Бухари, [что позволит] восстановить резервы перед переходом к более гибкому валютному режиму», говорит Гэвин Серкин из консалтинговой фирмы Exotix Partners.
Валютные проблемы, по словам экспертов, усугубляют экономический кризис и угрожают стабильности страны. Нигерийским импортерам нужна иностранная валюта для оплаты счетов, но в стране острая нехватка долларов, и лишь немногие банки имеют возможность продавать купюры. Поэтому идти на черный рынок приходится даже им. А те нигерийцы, что являются счастливыми обладателями иностранной валюты, копят ее, чтобы извлечь выгоду из растущего курса на черном рынке.
Трейдерам в столице Абудже приходится играть в кошки-мышки с валютной полицией, выставляя дозорных и исчезая при ее появлении. Но некоторые стали информаторами властей, сообщая о коллегах, слишком задирающих курс. Недавно вооруженный отряд сил безопасности совершил налет на сотни трейдеров, которые десятилетиями торговали валютой напротив отеля Sheraton в Абудже. «Каждый раз, когда они появляются, мы разбегаемся в разные стороны», – говорит трейдер Яхая Джибе.
ЦБ поддерживает эти рейды. «Служба безопасности должна продолжать проверки, чтобы очистить этот сегмент рынка», – заявил в феврале председатель центробанка Годуин Эмфил.
В феврале другой валютный отряд – Правоприменительный комитет по защите найры – обнаружил $9 млн в ходе рейда на дом контрабандистов в городе Кадуна. Ситуация стала настолько серьезной, что в феврале сотни людей вышли на улицы Абуджи и Лагоса с требованием отменить валютную политику Бухари и возродить экономику. «Черный рынок в Нигерии становится еще чернее», – утверждает директор консалтинговой компании Vetiva Capital Management Бисмарк Реване. По его прогнозам, валютный контроль не продлится долго: «Либо институциональная реформа, либо крах».
Бухари хочет, чтобы курс найры был выше, чтобы притормозить инфляцию и создать промышленную базу для диверсификации экономики, сильно зависящей от нефти. Он пообещал наказывать трейдеров на черном рынке, торгующих валютой по завышенному курсу. Бухари ранее уже управлял страной в 1980-х гг., но затем его свергли в результате государственного переворота. Тогда он тоже применял драконовские методы для ограничения использования валюты, сажая в тюрьму знаменитостей, имеющих незадекларированные доллары.
Как утверждают представители валютной полиции, новые рейды неизбежны. «Мы их совершаем, чтобы обеспечить валютную стабильность, и продолжим это делать, можете быть уверены», – говорит командир одного из отрядов Мохаммед Мустафа.
Но меры валютного контроля вызывают споры даже внутри правительства. Некоторые настроенные на реформы министры призывают к гибкости. «Валютный вопрос необходимо решать. Некоторый прогресс был достигнут, но выполнение было неидеальным», – отмечает министр торговли Окечукву Энелама.
Пока же валютная полиция продолжает работать. Недавно в здании Национальной федерации валютного обмена сотни имеющих лицензию трейдеров стояли в очереди, чтобы получить недельный запас долларов. Ее руководитель Мохаммед Эль-Амин Гвадабе жалуется на сложную политику центробанка: «Каждую неделю центробанк устанавливает нам новый курс. Если мы продаем валюту дороже, то уже рискуем быть наказанными. У нас есть информаторы на рынке, и мы стараемся поймать нарушителей закона. Но контролировать эти силы невозможно».
Перевел Алексей Невельский