Молодежь Франции ищет лидера, который поможет ей с работой

Четверть людей в возрасте до 25 лет не могут трудоустроиться
В первом туре выборов молодежь отказала в доверии нынешнему политическому истеблишменту/ Lionel BONAVENTURE/ AFP

Среди избирателей в возрасте от 18 до 24 лет около 60% готовы проголосовать во втором туре президентских выборов во Франции за Эммануэля Макрона, свидетельствуют соцопросы. Однако за столь высоким на первый взгляд уровнем поддержки скрывается их глубокий скептицизм в отношении его способности решить их главную проблему – найти постоянную работу.

24% французов в возрасте до 25 лет не имеют работы; перед финансовым кризисом 2008 г. таких было 18%. Безработица среди французов в возрасте 25–29 лет также высока – 14%, тогда как общий показатель по стране – 10%.

Рынок труда во Франции поделен между работниками с бессрочными контрактами, которые защищают от увольнения, и людьми, работающими по временным договорам, срок которых может составлять всего несколько недель. Если молодым людям и удается найти работу, то в основном по временным договорам. Из-за этого им сложно получить кредит или арендовать квартиру. «Мы заканчиваем учиться и знаем, что найти работу будет нелегко, даже если у нас будет куча степеней, – говорит 22-летняя Имане Лариби, недавно закончившая бизнес-школу, во время посещения бюро по трудоустройству на севере Парижа. – Я хочу открыть собственную компанию, но это очень сложно».

«Ситуация с вовлеченностью молодых в рабочую силу ухудшается уже не первый год, – утверждает Брюно Дюкудр, специалист по рынку труда из парижского университета Sciences Po. – На то, чтобы найти работу не по временному договору, уходит все больше и больше времени».

Макрон предлагает ряд мер для решения этой проблемы, включая пени для компаний, нанимающих слишком много сотрудников по временным договорам, и программы тренинга. Но без устойчивого и быстрого экономического роста эффект будет небольшим, предупреждают экономисты.

В первом туре выборов молодежь отказала в доверии нынешнему политическому истеблишменту. Избиратели в возрасте 18–24 лет в массе своей проголосовали за левого политика Жан-Люка Меланшона, лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен и Макрона, который основал свою партию лишь в прошлом году.

Лариби отдала свой голос Меланшону – по ее словам, от безысходности. Ле Пен ей не нравится из-за жесткой позиции в отношении иммигрантов и Евросоюза. Но и за Макрона голосовать во втором туре ей не очень хочется: она не доверяет ему, так как он работал инвестбанкиром в Rothschild: «Все мы знаем репутацию банкиров. Надеюсь, что этого не произойдет, но, думаю, он нас всех потопит».

А Клементин Диллар, 24-летняя выпускница биологического факультета, надеется, что опыт работы в рыночном секторе поможет Макрону в реформах. «Возможно, он понимает в экономике больше остальных», – полагает она. Занимая недолгое время пост министра экономики в правительстве Франсуа Олланда, Макрон в 2016 г. уже пытался реформировать рынок труда. Но меры по облегчению найма и увольнения вызвали протесты со стороны той же молодежи. Ле Пен, призывающей остановить иммиграцию и ввести импортные пошлины, также удалось склонить на свою сторону многих молодых людей, но в основном в сельской местности и небольших городах. «Систему необходимо менять. Чужеземцы приезжают во Францию и отнимают у нас работу», – говорит 25-летний Ромен Эмери из города Флексикура на севере Франции. Несколько лет назад он потерял работу и теперь вместе с отцом занимается плотницким делом. «У нас есть ученые степени – и больше ничего», – говорит он.

Перевел Михаил Оверченко

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)