Приоритетные проекты правительства недополучили денег

Они финансируются хуже, чем бюджет в целом, следует из отчета Счетной палаты
В результате деньги «закатываются в асфальт», в то время как многие проблемы можно решить и без них – с помощью организации дорожного движения, говорит чиновник сферы дорожного хозяйства/ Максим Стулов/ Ведомости

Приоритетные проекты финансируются хуже, чем в среднем исполняется бюджет, следует из отчета Счетной палаты за семь месяцев 2017 г. На начало августа они были профинансированы лишь на 34,3% (от уточненной росписи на год), в то время как расходы федерального бюджета в целом – на 52,1%.

Например, проекты по направлению здравоохранения были профинансированы на 11% от годового бюджета, развития моногородов – на 6,5%, международной кооперации и экспорта – на 1,9%. Отставание связано с затянувшимся принятием нормативных правовых актов, пояснил представитель Счетной палаты, сейчас вся нормативная база готова.

Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрил 12 направлений, на основе которых к 1 августа были утверждены 23 паспорта приоритетных проектов и два паспорта приоритетных программ (президиум совета возглавляет премьер Дмитрий Медведев). Это проекты, по которым можно «получить конкретный и скорый результат», говорил ранее «Ведомостям» чиновник финансово-экономического блока, идея пришла на смену нацпроектам в основном по направлениям, прорабатывавшимся правительством более 10 лет назад.

Нужно было утвердить необходимые правила, поэтому кассовое исполнение части приоритетных проектов началось лишь со II квартала, указывает представитель Минфина. Он считает не вполне корректным средний показатель финансирования, так как оно значительно варьируется по разным проектам, например по направлению «Малый бизнес» – 97,7%. Лимиты бюджетных обязательств на проект доводятся до ведомств в течение трех рабочих дней после утверждения сводного плана проекта, отмечает он.

Хорошо хоть какие-то деньги дали регионам по приоритетному проекту «безопасность дорог», но программа была спланирована за три дня, говорит чиновник сферы дорожного хозяйства. Показатель эффективности – освоение бюджета, рассказывает он: в результате деньги «закатываются в асфальт», в то время как многие проблемы можно решить и без них – с помощью организации дорожного движения.

Появление красивого названия не заставит чиновников работать лучше, говорит директор центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков: нужно настроить проектный офис, а этого пока не произошло. Для нынешнего правительства характерно наметить определенные программы, но, когда оно столкнется с трудностями, сменить направление, считает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.