С начала года налоговики удалили из реестра более 330 000 компаний

Это может быть связано с новыми проверками их данных
ФНС сделала акцент на борьбе с любыми недостоверными сведениями и наладила практику поиска нарушителей/ Максим Стулов / Ведомости

С начала 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) исключила из реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) более 300 000 компаний. И добавила в него 250 000 записей о недостоверности данных о компаниях, сообщила ФНС в понедельник. Это закономерное продолжение кампании против однодневок, которую ФНС начала в 2016 г. – за это время из реестра было исключено 1,5 млн компаний, а пометку о недостоверности получило 800 000 организаций.

ФНС сделала акцент на борьбе с любыми недостоверными сведениями и наладила практику поиска нарушителей, рассуждает директор департамента юридической фирмы «Клифф» Юлия Уколова.

На 10 сентября в России было зарегистрировано 5,9 млн компаний. Но бизнес может быть исключен из реестра, если после обращения налоговиков не исправит сведения о себе в течение полугода. Есть десяток показателей, чтобы проверить, реальна ли компания, большая часть связана с местом регистрации. Например, если по адресу компании уже находится более пяти компаний или она зарегистрирована в разрушенном здании, ФНС просит уточнить сведения.

Недостоверность данных адреса по-прежнему основная причина внесения в реестр записей о недостоверности, указывает Уколова. Это подтверждает и директор исследовательского центра «Интерфакс ЛАБ» Илья Мунерман: у предпринимателей, которые работают, например, в коворкинге, могут возникнуть сложности.

Весной Минэкономразвития предложило использовать при регистрации адрес ближайшего почтового отделения, напоминает Мунерман. Есть риск того, что компанию будет невозможно найти, и с точки зрения FATF этот вариант нежелателен, хотя и не запрещен напрямую, говорит представитель министерства. Пока Минэкономразвития вместе с бизнесом и ФНС ищет решение, добавляет он.

Кроме адресов, летом налоговики начали регулярно проверять сведения об учредителях: их вызывают в инспекции, ищут номинальных, рассказывает партнер Taxology Алексей Артюх. Инспекции начали вызывать руководителей, но пока не массово, подтверждает Уколова. Пока для того, чтобы с помощью показаний инициировать проверки контрагентов, считает она: «Но допросы можно использовать и при недостоверности, и, когда такой механизм будет отлажен, возможен новый шквал чистки компаний».

Последние три месяца появились налоговые инспекции, в которых сложно зарегистрироваться даже добросовестным компаниям, сетует Уколова. При этом число компаний, которые занимаются неналоговым мошенничеством, растет, отмечает Мунерман. По оценкам, основанным на анализе данных «СПАРК-Интерфакса», в III квартале таких компаний стало в 1,5 раза больше, чем компаний с высокими налоговыми рисками, – 350 000 против 220 000.-