США и Китай заключили торговое перемирие

Прекращение «обстрела пошлинами» даст сторонам больше времени для переговоров
Президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин договорились предпринять усилия для заключения нового торгового соглашения/ Kevin Lamarque / REUTERS

Договоренность, достигнутая лидерами США и Китая после саммита «двадцатки» в Буэнос-Айресе в выходные, позволит временно остановить обмен ударами в торговой войне и провести дополнительные переговоры по острым вопросам. Президент США Дональд Трамп согласился не повышать с января импортные пошлины на китайские товары на $200 млрд до 25%. В сентябре они были установлены на уровне 10% и должны были вырасти с Нового года.

Правда, до достижения конкретных соглашений, которые позволят остановить торговую войну, пока далеко: стороны уже по-разному интерпретируют дальнейшие действия.

Так, согласно заявлению Белого дома, Вашингтон и Пекин обсудят вызывающие разногласия вопросы китайской экономической политики, включая принудительную передачу технологий, защиту прав интеллектуальной собственности, нетарифные барьеры, кибершпионаж, услуги и сельское хозяйство. Китай же предпримет меры для покупки «весьма значительного» количества сельскохозяйственной, энергетической и промышленной продукции, чтобы сократить дефицит торгового баланса США. Стороны попытаются завершить переговоры в течение 90 дней; если они не принесут результата, пошлины, как и предполагалось, будут повышены с 10 до 25%, заявил Белый дом.

Между тем министр иностранных дел Китая Ван И и заместитель министра торговли Ван Шоувэнь сказали на пресс-конференции лишь то, что переговоры будут связаны со снятием американских пошлин и ответных пошлин Китая, и не назвали никаких сроков. Ван И также сказал, что «Китай готов увеличить импорт, базируясь на собственных нуждах, согласен открыть свой рынок и удовлетворить обоснованное беспокойство Соединенных Штатов в рамках процесса [собственных] реформ».

Бизнес-организации, выступающие против пошлин, приветствовали договоренность. «Мы воодушевлены тем, что президенты Трамп и Си [Цзиньпин] вместе работают над снижением торговых барьеров между США и Китаем», — заявила Ассоциация потребительских технологий США. Критики тоже не молчали. «Председатель Си успешно тянет время с президентом Трампом, — приводит The Wall Street Journal мнение Питера Мориси, экономиста Университета Мэриленда, придерживающегося жесткой позиции по отношению к Китаю. – Президент попал в ту же ловушку, что Барак Обама, Джордж Буш и даже Билл Клинтон. Будет много общих мест и обещаний и очень мало результатов».

Компромисс с оговорками

Страны «двадцатки» смогли согласовать совместное заявление по итогам саммита, пойдя на уступки некоторым его участникам. США удалось добиться исключения из коммюнике слов с осуждением протекционизма и торговых споров, вредящих мировой экономике, а Китаю – с осуждением «нечестных торговых практик». В ноябре на саммите АСЕАН итоговое коммюнике так и не было подписано из-за споров США и Китая.
Страны G20 поддержали реформу ВТО, отметив, что нынешняя система торговли и инвестиций «остается важным двигателем роста, производительности, инноваций, создания рабочих мест и развития», но сейчас «не достигает своих целей, и есть возможность для ее улучшения». В документе не объясняется, какие именно реформы должны быть проведены.

Представители Китая уже начали планировать проведение переговоров в Вашингтоне в середине декабря, сообщили WSJ люди, знакомые с их действиями. Одна из проблем – в них будет участвовать торговый представитель США Роберт Лайтхайзер, скептически относящийся к действиям Пекина и настаивавший на повышении пошлин с 1 января. Достигнутое в Буэнос-Айресе соглашение дает передышку обеим сторонам, считает Абигейл Грейс, эксперт по Китаю Центра новой американской безопасности (цитата по Financial Times): «В ближайшие три месяца можно ожидать публичного охлаждения [напряженности], пока две бюрократических системы будут вести за кулисами жесткую дискуссию. Торговая война еще далеко не окончена».

Худшего – отсутствия хоть какой-то договоренности – не случилось, поэтому в понедельник участники рынков могут с энтузиазмом встретить данные сторонами обещания продолжить поиск путей выхода из конфликта, полагает финансовый консультант из Токио Кен Кортис (цитата по WSJ): «Думаю, встреча завершилась вничью, хотя пистолеты у обеих стран остались взведены». Поддержку на торгах могут получить товары, закупки которых способен увеличить Китай, такие как соевые бобы и энергоресурсы, в частности природный газ. Однако чувство облегчения на рынках будет сдерживаться сохранением разногласий относительно того, как должны строиться экономические отношения между странами и какие подходы в них считать честными и нечестными. Мяч сейчас в большей степени на стороне Пекина, отмечают многие аналитики: он должен убедить администрацию Трампа в том, что американские компании могут работать в Китае на равных условиях с местными.

Энди Ротман, аналитик по Китаю инвестиционной компании Matthews Asia, полагает, что значительные шаги навстречу друг другу должны будут сделать обе стороны: Вашингтон должен принять, что «ему придется делить экономическое и стратегическое влияние с поднимающимся Китаем», а Пекин должен «следовать правилам [многосторонней] системы и обеспечить прозрачность».