«Автодор» не успевает построить ЦКАД вовремя

Руководителю госкомпании Сергею Кельбаху задержка может стоить должности
Проблемы возникали на всех этапах/ Евгений Разумный / Ведомости

У платных дорог в России может смениться куратор. Возглавлявший «Автодор» с 2011 г. Сергей Кельбах покидает госкомпанию, новым председателем правления станет его первый заместитель по технической политике Вячеслав Петушенко. В пятницу о такой возможности сообщил РБК, информацию «Ведомостям» подтвердили федеральный чиновник, человек, близкий к «Автодору», и сотрудник другой инфраструктурной компании. Решение принято давно, говорит чиновник. Кельбах написал заявление по собственному желанию и ждал, пока подпишут, знает еще один чиновник.

Сам Кельбах отказался обсуждать свою возможную отставку. Представитель госкомпании не ответил на запрос «Ведомостей». Представители Минтранса и премьер-министра Дмитрия Медведева, который назначает руководителя «Автодора», не комментируют кадровые решения.

Основная причина отставки – задержки при строительстве ЦКАД, говорят четыре собеседника «Ведомостей». Четырехполосная кольцевая дорога стоимостью 313,2 млрд руб. (данные на 2017 г.) должна разгрузить Москву от транзитного движения грузового транспорта. Президент Владимир Путин хотел, чтобы ЦКАД была построена в 2018 г. Этого не произошло: запущено движение лишь на трехкилометровом обходе Звенигорода. Срок строительства был продлен в прошлом году – до конца 2019 г. И почти сразу началось обсуждение отсрочки, рассказывали три человека, близких к участникам проекта.

В прошлом году Путин поручал не допустить увеличения сроков и стоимости строительства ЦКАД. С конца декабря и до 15 января 2019 г. Генпрокуратура, Следственный комитет и Счетная палата должны были проверить обоснованность роста сметы. На 1 декабря 2018 г. готовность ЦКАД составляла от 0 до 66%, говорится в сообщении Счетной палаты. В высокой степени готовности первый и пятый участки, третий начал строиться позднее, а строительство четвертого лишь начинается. Кельбах просил президента отложить срок сдачи четвертого участка до конца 2020 г., решение ожидалось до 15 декабря, говорил он. Но и остальные участки не будут запущены раньше конца 2020 г., пишет Счетная палата. Из-за этого госкомпания не получит 22,4 млрд руб. от эксплуатации ЦКАД в 2019–2020 гг., отмечает аудитор Валерий Богомолов. Движение на локальных отрезках ЦКАД будет открываться в этом году, говорит чиновник.

Проблемы возникали на всех этапах – при организации конкурса, привлечении инвесторов, подготовке земли, переустройстве коммуникаций. К примеру, на первом и пятом участках дороги оказалось большое количество трубопроводов (в том числе магистральных) «Газпрома», «Транснефти», линий электропередачи и связи, рассказывали чиновники «Ведомостям». 79 объектов в проектно-сметной документации не учтены до сих пор, без этого во многих местах невозможно приступить к строительству, пишет Счетная палата, по отдельным мероприятиям не заключены договоры: определить полную стоимость строительства ЦКАД сейчас невозможно.

На решение об отставке повлияла и медленная работа в самой госкомпании, говорит человек, близкий к ней. Согласия «Автодора» даже для незначительных изменений проекта приходилось ждать полгода, жаловались строитель ЦКАД и человек, близкий к одному из подведомственных Минтрансу учреждений.

Проблемы во многом были неизбежны, говорит человек, близкий к одному из участников проекта: пройти в установленные сроки все процедуры было крайне сложно. Для Московской области и ЦКАД порядок изъятия земли упрощали и ситуация улучшилась, но проблема переноса сетей никуда не делась, говорит человек, близкий к госкомпании, мешали и вновь обнаруженные землепользователи, дачи. Ошибки подрядчиков тоже затягивали стройку, рассказывал чиновник.

Перед госкомпанией стоит задача не только завершить проекты, но и взять на себя серьезную часть утвержденного правительством магистрального плана, в том числе построить к 2024 г. дорогу Европа – Западный Китай. Петушенко уже занимался крупными проектами. Так, под его руководством, когда он работал в Росавтодоре, была построена и реконструирована значительная часть Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга.

Представитель Счетной палаты сообщил, что доклад о проверке ЦКАД дорабатывается. Представители строителей ЦКАД («Автобана», АРКС и «Крокус групп») и Следственного комитета не ответили на запрос «Ведомостей», связаться с представителем прокуратуры в воскресенье не удалось.