Статья опубликована в № 4766 от 04.03.2019 под заголовком: Деньги под землю

Проект метро в Красноярске заручился поддержкой Путина

В правительстве пока сомневаются в необходимости дорогой стройки

Президент поддержал один из главных долгостроев Красноярского края – городской метрополитен. «Экономить надо, безусловно, но, когда мы говорим о таких объектах, они в известной степени на вырост должны строиться», – сказал Владимир Путин на встрече с губернатором Александром Уссом (цитата по сайту Кремля).

Президент поручил проработать вопрос несколько месяцев назад, сказал Усс, достроить метро планируется к 2023 г. Без метро город будет задыхаться от выбросов и встанет в пробках – к 2030 г. автотранспорт будет ехать со скоростью всего 5–10 км, предупредил он.

Проект обсуждался с советских времен, строительство начиналось и в 1990-е, и в 2000-е гг., но денег не хватало. Построить удалось чуть более 3 км тоннеля. Региональные власти периодически возвращались к обсуждению проекта, а бывший губернатор Виктор Толоконский оценивал его в 70 млрд руб. Такая сумма называлась на совещаниях, говорят два человека, участвующих в проработке проекта в правительстве, но пока смета неизвестна.

Вместо пяти станций предлагается построить девять: пять – под землей в центре города, остальные станут скоростным трамваем, линию которого предстоит модернизировать, сказал Усс. Сэкономить, по его словам, удастся за счет запуска беспилотных поездов и всего с тремя вагонами.

Минтранс до сих пор не поддерживал строительство метро в Красноярске, говорят человек, участвующий в разработке проекта, и участник совещаний в правительстве. Стройка дорогая, ее точная смета, как и стоимость обслуживания метро, пока неизвестны, отмечает участник правительственных обсуждений. Расчеты и обоснования от правительства Красноярского края в Минтранс не поступали, указывает представитель Минтранса. В декабре 2018 г. из федерального бюджета был выделен 1 млрд руб. на проектно-сметную документацию, говорил министр финансов Красноярского края Владимир Бахарь.

Правительство прорабатывает этот проект, были совещания на уровне вице-премьеров, сообщил представитель курирующего транспорт вице-премьера Максима Акимова. Окончательное решение, по его словам, может быть принято после предоставления регионом проектно-сметной документации, организационно-правовой модели и обоснования источников финансирования.

70 млрд руб. – адекватная оценка, говорится в меморандуме Высшей школы экономики о строительстве красноярского метро (есть у «Ведомостей»), проект технически можно реализовать – но не нужно: его эксплуатация будет стоить более 1,5 млрд руб. ежегодно, а поезда будут ходить нерегулярно из-за нехватки пассажиров. Их поток в обосновании проекта был завышен – 50–55 млн пассажиров в год, а будет не более 30 млн. Выделение федеральных денег на такой проект нецелесообразно, заключают эксперты и предлагают альтернативу – наземный легкорельсовый транспорт.

В правительстве обсуждается строительство метро не только в Красноярске, но и в других городах, говорит федеральный чиновник: пока это лишь концепция. «Метро нужно многим городам, но может оказаться дешевле легкое метро или скоростной трамвай, который идет до 80 км/ч, если пути отделены от проезжей части», – рассуждает он: цель – создать современные транспортно-пересадочные узлы.

Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, ни один российский город не потянет серьезный проект метро, хотя построить можно лет за семь, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Если Красноярск добьется 70 млрд руб. – сумма фантастическая, – то это станет для региона и успехом, и вызовом». Потребуется жесткий контроль – иначе велики риски, что деньги будут выделены, а метро не построят, резюмирует он.

Читать ещё
Preloader more