Компании ЖКХ не хотят переходить на онлайн-кассы

Вместе с их расходами могут вырасти и тарифы
Переход на онлайн-кассы потребует дополнительных затрат, говорится в письме РАВВ/ Евгений Разумный / Ведомости

С 1 июля коммунальные организации будут обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) для расчетов с потребителями. Но выполнение части этих требований невозможно, а других – приведет к новым расходам, предупреждает Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) в письме председателю комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Галине Хованской («Ведомости» ознакомились с копией). Ассоциация отправила письмо 18 апреля, подтвердила заместитель исполнительного директора РАВВ Наталья Побединская. Не только они жалуются, ото всех идут обращения: от ТСЖ, энергетиков, организаций теплоснабжения, говорит Хованская, все недовольны.

Новые онлайн-кассы были введены, чтобы улучшить налоговый контроль. Они формируют в дополнение к бумажному электронный чек и передают данные о расчетах налоговикам. Закон об обязательном переходе на новую ККТ был принят в середине 2016 г. и постепенно расширяет свое действие, в 2019 г. предстоят новые изменения.

Ресурсные или управляющие компании должны будут формировать чек, как только к ним поступит плата за услуги, объяснят Побединская. Плательщик будет, как и прежде, получать квитанцию от банка, но позже еще и чек от компании, оказавшей услугу. Но для самих коммунальных организаций нововведение создает проблемы.

Ресурсоснабжающие компании часто не знают, кому именно оказывают услугу, у них нет договора с плательщиком, более того, потребитель и плательщик могут не совпадать – например, если дети оплачивают счета родителей, объясняет Побединская. Эта информация необходима, чтобы сформировать чек с помощью ККТ, отмечает она, поэтому нужны поправки в закон о защите персональных данных. А чтобы была возможность направить электронный чек, плательщик должен передать адрес своей почты банку, а банк – поставщику услуг, что не всегда удастся сделать. При этом за работу без онлайн-касс грозит штраф, сетует Побединская. От 75 до 100% суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Переход на онлайн-кассы потребует дополнительных затрат, говорится в письме РАВВ. Водоканалам придется покупать, ремонтировать и обслуживать новую технику, приобрести или доработать программное обеспечение, нанять новых сотрудников и главное – больше платить банкам за передачу информации. Если у водоканала более 200 000 абонентов, то банку придется заплатить около 12 млн руб. в год, а на приобретение касс потратить 1,5 млн руб., говорится в приложении к письму. У водоканалов сложная финансовая ситуация, для них особенно тяжелы будут дополнительные расходы, отмечает Хованская.

Улучшить контроль за уплатой налогов онлайн-кассы не помогут – ресурсоснабжающим компаниям НДС начисляется по факту отгрузки, а не получения денег, уточняет Побединская.

Хорошо бы освободить коммунальные компании от необходимости устанавливать новые кассы, комментирует Хованская, иначе вырастут их тарифы. Она сама выступает с такой инициативой. Вопрос будет прорабатываться, говорит представитель Минфина. Расходы на выполнение обязательных требований законодательства включаются в тариф на следующий год, если они экономически обоснованы и подтверждены, указывает начальник управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Алексей Матюхин. Но плата населения за коммунальные услуги ограничена индексацией, напоминает он.