Минтранс предложил повысить тариф «Платона»

Это может привести к росту цен на грузоперевозки
Андрей Гордеев / Ведомости

Плата за проезд по федеральным трассам грузовиков массой больше 12 т будет повышена с 1 июля до 2,04 руб. за 1 км (сейчас – 1,91 руб./км), сообщил министр транспорта России Евгений Дитрих (его слова приводит Минтранс). Такое постановление правительства будет опубликовано в ближайшее время, сказал он.

Дальше тариф продолжит постепенно повышаться: до 2,2 руб./км с 1 февраля 2020 г. и до 2,35 руб./км – с февраля 2021 г. Затем индексация будет проводиться с 1 февраля каждого календарного года на уровень инфляции, рассказал Дитрих.

Система сбора такой платы – «Платон» – была введена в ноябре 2015 г. Изначально тариф должен был составить 3,73 руб./км, а сборы за год – 45 млрд руб. Но из-за протестов перевозчиков тариф был снижен до 1,53 руб. В результате поступления в федеральный дорожный фонд сократились, что нарушило экономику проекта. В 2016 г. бюджет недополучил 21 млрд руб.: при сборах 19 млрд руб. потрачено было 40 млрд руб. на плату оператору и строительство дорог, писали авторы обзора InfraOne.

Еще раз поднять тариф – вдвое – власти собирались в 2017 г. Но вновь началась стачка дальнобойщиков, и решение пересмотрели, установив тариф в 1,91 руб./км. С тех пор он не повышался и даже не индексировался на инфляцию.

Оператор «Платона» – назначенная правительством без конкурса концессионером компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит «РТ-инвесту» (50%), сыну Аркадия Ротенберга Игорю (23,5%), Андрею Шипелову (19%) и Антону Замкову (7,5%). Компания получает ежегодную плату из бюджета (в этом году – 13,4 млрд руб., данные InfraOne). Кроме того, правительство предоставило льготы по уплате транспортного налога, но это привело к выпадающим доходам региональных бюджетов, которые теперь также компенсирует федеральный бюджет. Все это не дает проекту выйти в плюс. Общая сумма сборов более чем на 20 млрд руб. меньше трат на содержание системы, компенсации регионам и расходы по экстренному ремонту дорог и мостов (84,2 млрд руб.), отмечает InfraOne.

Теперь плата за перевозки вырастет пропорционально тарифу, опасается заместитель гендиректора «Балтика-транса» Ирина Капитанова. «Платон» отдельной графой стоит в квитанции для клиентов перевозчиков, объясняет она. Все перевозчики заложат повышение в цену, предупреждает сотрудник компании-перевозчика.

Если сборы от «Платона» разовьют дорожную инфраструктуру, то это может сказаться позитивно на рынке транспортных услуг, отметил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич. Сократятся сроки перевозок, вырастет их качество, уменьшится количество аварий. Но для эффективности этого необходимо обеспечить собираемость от всех участников рынка, говорит Лашкевич.